Об отказах банков клиентам в банковском обслуживании за нарушения 115-ФЗ

Помимо включения в черный список Росфинмониторинга о причастности к террористической и экстремисткой деятельности, клиентам банка может быть отказано в банковском обслуживании на основании списка подозреваемых в нарушении 115-ФЗ или даже без такового.

Помимо попадания в черный список Росфинмониторинга о причастности к террористической и экстремисткой деятельности, клиентам банка может быть отказано в банковском обслуживании на основании списка подозреваемых в нарушении 115-ФЗ или даже без такового

Оснований для ограничения безналичных денежных переводов стало больше.

Если раньше блокирование средств осуществляли в основном налоговые органы за не сдачу отчетности или не уплату налогов, то сейчас сами банки наделены правом отказаться не только от исполнения платежного распоряжения клиента, но и от дальнейшего банковского обслуживания в интересах контролирующих органов (Центрального банка, Росфинмониторинга и т.д.)

Любые безналичные платежи, будь то с расчетного или карточного счета физического или юридического лица, могут быть заблокированы банком в случае подозрений в нарушении .

    В настоящее время ограничение безналичных денежных переводов по 115-ФЗ возможно на основании сведений:
  • из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • из так называемого "черного списка" банков.

Перечень организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму ведется Росфинмониторингом; сведения из этого перечня . Каждый может узнать находится конкретный человек или организация в этом Перечне или нет.

А вот сведения из второго, так называемого "черного списка отказов" - доступны только для служебного пользования, так как такие сведения рассылаются Центральным банком России по коммерческим банкам. То есть, о том какие физические и юридические лица вошли в этот список знают только банки.

И хотя нахождение во втором списке "подозрительных клиентов" - не черная метка, все же для нас это очень не желательно, так как мы можем столкнуться с ограниченями переводов в обслуживаемом банке, а при желании перейти в другой банк - с отказом от сотрудничества.

И это при том, что нет закона, который обязывал бы банки не работать с лицами из списка подозрительных клиентов.

"Подозрительный клиент банка"

Попадание в базу отказов подозрительным клиентам зависит от обслуживающего нас банка.

Если банк отказал нам в банковском переводе и надлежащим образом уведомил нас об этом, то скорее всего банк одновременно передал сведения о нас в Росфинмониторинг. Из Росфинмониторинга сведения поступают в Центральный банк России, откуда по корреспондентской сети о нас узнают все банки благодаря рассылке Центрального банка.

Центральный банк рассылает список каждый день, обычно во второй половине дня. В планах Центрального банка предоставить банкам возможность получать сведения о подозрительных клиентах в режиме онлайн на сайте Центрального банка в защищенном разделе для коммерческих банков.

Банки сейчас изо всех сил стараются выполнять нормы 115-ФЗ, поэтому видя, что потенциальный или уже действующий клиент находится в этом списке, любыми "правдами и неправдами" будут стараться от него избавиться или не принимать на обслуживание.

Таким образом, после начала формирования такого списка еще в прошлом году, стало поступать очень много жалоб от физических и юридических лиц о неправомерности их включения в список и невозможности дальнейшей работы, т.к. они не могли стать клиентами ни одной из кредитных организаций.

Как быть клиентам?

Если банк отказал нам в открытии счета или в исполнении банковского перевода, мы вправе и будет лучше запросить у банка причину отказа, так как теперь банк обязан по закону нам ответить.

Согласно последним поправкам в 115-ФЗ, клиенты банка вправе доказать банку, что с ними все в порядке, предоставив банку последнюю налоговую отчетность, договоры с контрагентами или платежки с подтверждением оплаты налогов, если оплачивали через другой банк.

Банк обязан по закону принять наши документы, проанализировать их и дать ответ в течение 10 рабочих дней. За это время банк должен разобраться с документами и решить, отказывать клиенту дальше или нет.

Если банк разблокирует нам счет, то в этом случае он обязан по закону проинформировать Росфинмониторинг, а Росфинмониторинг - исключить нас из списка подозрительных.

Если банк настаивает на отказе в обслуживании, то мы вправе обратиться с жалобой в Центральный банк России, обязательно запросив предварительно объяснение об отказе у нашего банка.


В СМИ появились сообщения, что кредитные организации перестали передавать информацию о клиентах-отказниках в Росфинмониторинг: таким образом они избегают последующей потенциально возможной процедуры реабилитации клиента из-за "наплыва" желающих реабилитироваться.

Здесь может возникнуть другая проблема.

Если банки не сообщают об отказе в Росфинмониторинг, то клиенты не заносятся в "черный список", а значит и не могут реабилитироваться.

Ведь клиенты банка никак не могут узнать: включены они в список подозрительных или нет. Росфинмониторинг по нашему запросу не предоставит такой информации, так как законодательно порядок предоставления такой информации пока не предусмотрен.

Другие публикации на эту тему:
Далее по средам:

Только избранное

Выгодность производства определяется разницей между мировой ценой произведенного продукта и местными уровнями затрат на его производство

Сегодня мы представляем авторский социальный канал промблогера из Перми Игоря Якубкова "ZAVODFOTO" на Яндекс.Дзен.

Zavodfoto - Игорь Якубков

Особенностью этого канала являются сочные фоторепортажи с различных производственных объектов на территории нашей страны. Ведь в России много производств, которые наполняют нашу жизнь хорошими вещами. Где и как это все производится - в материалах промблогера.

Много места отводится также истории отечественной промышленности.

Канал на Яндекс.Дзен

vrn-buh.ru - сайт для людей
Новые публикации на сайте
+ Показать еще

info@vrn-buh.ru
26-09-2018

Публикации на этом сайте составляются на основе обзора открытых (общедоступных) источников информации с целью расширения способов удовлетворения потребностей человека в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере бухгалтерского учета и права.