ххх

О предоставлении документов и сведений по встречной проверке контрагентов

Получение нами требования налогового органа со ссылкой на статью Налогового кодекса РФ означает, что по нашему контрагенту проводится камеральная или выездная проверка, либо налоговым органом собирается информация по нему в рамках мероприятий налогового контроля.

Получение нами требования налогового органа со ссылкой на статью 93.1 Налогового кодекса РФ означает, что по нашему контрагенту проводится камеральная или выездная проверка, либо налоговым органом собирается информация по нему в рамках мероприятий налогового контроля

При получении такого требования рекомендуется на всякий случай проверить законно ли такое требование.

    Мы должны посмотреть, указаны ли в налоговом требовании об истребовании информации и документов, связанных с проверяемым контрагентом, следующие обязательные моменты:
  • указан ли предмет проверки? (Для примера: если проверяется НДС, то у нас вправе запросить счета-фактуры, относящиеся к проверяемому контрагенту, но не зарплатные ведомости);
  • указан ли конкретный период за который проводится проверка;
  • соответствуют ли запрашиваемая информация и документы той информации и документам, которые предусмотрены налоговым и бухгалтерским законодательством? (Для примера: если у нас запрашивают техническую документацию, то ее предоставление не предусмотрено Налоговым кодексом и федеральным законом о бухгалтерском учете).

Обычно все эти моменты указаны в требовании налогового органа.

Но нам нужно помнить, что истребование налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок у налогоплательщика документов, касающихся деятельности самого налогоплательщика (а не его контрагентов или иных лиц), не относящихся к конкретной сделке, без указания информации о конкретной сделке, позволяющей идентифицировать эту сделку, а также без указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении истребованных документов, не соответствует нормам статьи 93.1 Налогового кодекса РФ и является неправомерным. Только в этом случае налогоплательщики вправе не выполнять такое требование налогового органа.


    При направлении требований на основании статьи 93.1. Налогового кодекса РФ, налоговым инспекторам важно установить:
  • реальность существования проверямого контрагента,
  • реальность совершаемых им хозяйственных операций;
  • не расходится ли информация в документах по сделке у участников исполнения договорных обязательств, т.е. у сторон той или иной сделки.

Отсюда следует, что налоговый орган может у нас запросить практически все документы и сведения, но, только те, которые касается непосредственно деятельности проверяемого лица.

    Обычно налоговый орган запрашивает у нас копии:
  • заключенных договоров, дополнительных соглашений и приложений к ним, в том числе спецификаций;
  • универсальных передаточных документов или счетов-фактур, товарных накладных либо актов;
  • платежных поручений, исполненных банком.

Дополнительно налоговый орган вправе запросить у нас сведения о должностных лицах, с которыми контактировали работники нашей организации в период взаимоотношений с представителями контрагента.

Истребование информации и документов в рамках встречной проверки контрагентов всегда означает для нас необходимость архивной документальной выборки по конкретному контрагенту.

Обратим внимание на то, что в требовании налоговый орган не всегда может указывать точные реквизиты запрашиваемых документов по форме, номеру и дате, ему достаточно ограничиться простым перечислением наименований документов.

Но если запрос идет не просто о взаимоотношениях с нашим контрагентом за какой-то период, а по конкретной сделке, то для идентификации документов запрос должен содержать именно те реквизиты документа, которые позволят нам четко и однозначно найти и предоставить этот документ.


Налоговые требования по нашим контрагентам в рамках встречной проверки всегда для нас излишняя обременительная нагрузка, так как отрывает нас от основной деятельности. Не секрет, что многие руководители и бухгалтеры пытаются уклониться от предоставлении запрашиваемых документов и информации, апеллируя к тому, что налоговое требование может выходить за пределы трехлетнего срока проверки.

Но здесь это не прокатит: отказ в предоставлении документов и информации чреват штрафными санкциями и вот почему.

Ограничения проверяемого периода, установленные в статье Налогового кодекса РФ, относятся только к выездным проверкам в отношении нас самих и никак не распространяются на требования, поступившие в отношении проверки наших контрагентов.


Однако, не все так плохо. С 06.09.2018 года срок предоставления документов по требованию налогового органа в рамках встречной проверки увеличен с пяти до десяти рабочих дней.


    Штрафные санкции для микропредприятия могут быть чувствительными за игнорирование налоговых требований на основании статьи 93.1. Налогового кодекса РФ:
  • за непредставление или несвоевременное представление документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика - штраф в 10 000 рублей (п.2 ст. Налогового кодекса РФ).
  • а за непредставление или несвоевременное представление документов, относительно конкретной сделки проверяемого налогоплательщика - штраф 5 000 рублей (п.1 ст. Налогового кодекса РФ).

И последнее. По результатам встречной проверки нашего контрагента налоговый орган не предоставит нам свое решение, т.к. полученные сведения останутся в материалах проверки по проверяемому налогоплательщику, а не по его контрагентам.

Однако нарушения, которые могут быть выявлены в ходе проведения встречной проверки, могут стать причиной проведения налоговой проверки уже в отношении нас самих.

Поэтому при получении налогового требования со ссылкой на ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, нам следует самим связаться с проверяемым контрагентом, чтобы не только еще раз свериться по документам взаиморасчетов, но и по возможности разузнать результаты налоговой проверки в отношение нашего контрагента.

Другие публикации на эту тему:
Далее по пятницам:

Только музыкальные шедевры

Эта мелодия заставляет думать о прошлом;
о хороших временах, оставшихся позади...
Это музыка сияющей равнины потерянного континента

Из отзывов в Ютуб

К числу выдающихся музыкальных произведений прошлого столетия по праву можно отнести музыкальную тему композитора Баррингтона Фелунга к телесериалу "Инспектор Морс" (английский вариант Коломбо, в главной роли - ), очень популярного не только в Великобритании, но и у нас в стране, неоднократно демонстрировавшегося на центральных каналах российского телевидения.

Сейчас эта тема продолжает звучать в (в главных ролях - и ), каждая серия которого смотрится на "одном дыхании", где музыка Фелунга заставляет нас ждать с нетерпением появления новой серии. Создатели сериала обещают продолжение - новый сезон уже в следующем году.

"Азбука Морзе" Баррингтона Фелунга:

vrn-buh.ru - сайт для людей
Новые публикации на сайте
+ Показать еще

info@vrn-buh.ru
19-10-2018

Публикации на этом сайте составляются на основе обзора открытых (общедоступных) источников информации с целью расширения способов удовлетворения потребностей человека в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере бухгалтерского учета и права.