Об отражении в учете микропредприятий операций участия в госзакупках

Поскольку организации, относящиеся к категории микропредприятий, вправе использовать сокращенный рабочий План счетов бухгалтерского учета, представляется актуальным вопрос отражения в учете операций, связанных с участием в госзакупках по 44-ФЗ.

Поскольку организации, относящиеся к категории микропредприятий, вправе использовать сокращенный рабочий План счетов бухгалтерского учета, представляется актуальным вопрос отражения в учете операций, связанных с участием в госзакупках по 44-ФЗ

Участие в государственных закупках – один из способов получения новых заказов, для субъектов малого и микробизнеса.

    Для участия в госзакупках, регулируемых правилами , нам потребуется:
  • организация рабочего места для удаленной работы с госзаказами (компьютер с доступом в сеть интернет, усиленная квалифицированная , криптографическое программное и иное необходимое программное обеспечение);
  • аккредитация на федеральных ;
  • поиск подходящих для нашего бизнеса заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных заказчков на общедоступном сайте zakupki.gov.ru или с помощью специализированных поисковых сервисов;
  • открытие , уполномоченном на ведение специальных счетов для участия в госзакупках;
  • подготовить и подать свою заявку в соответствии с требованиями 44-ФЗ и документации о закупке;
  • внести обеспечение заявки;
  • принять участие в процедуре торгов (при необходимости, например: в электронном аукционе);
  • отследить результаты участия на сайте госзакупок или на сайте электронной торговой площадки
  • в случае победы в тендере предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта и подписать контракт;
  • исполнить контрактные обязательства.

Отражению в бухгалтерском учете организации - участника госзакупок подлежат операции , связанные с движением активов и обязательств организации и признанием расходов и доходов.

И если с отражением в бухгалтерском учете операций, связанных с организацией рабочего места оператора участника закупок сложностей быть не должно, так как в большинстве своем это отражение входящих документов от контрагентов по приобретению товарно-материальных ценностей или получению услуг; также не должно возникнуть сложностей с оформлением исходящих документов и отражению в учете фактов исполнения контрактных обязательств, так как имеет место продажа товаров (работ, услуг), то отражение операций обеспечения заявок и контрактных обязательств может несколько озадачить в силу новизны таких операций.

Обеспечение заявки

Денежные средства на обеспечение заявки переводятся с расчетного счета организации на специальный счет и там блокируются в сумме, указанной госзаказчиком в извещении о закупке на время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) .

Дт 51/спецсчет
Кт 51/расчетный счет

или Дт 55
Кт 51

Перечисление средств на специальный счет и временное блокирование этих средств в связи с подачей заявки на участие в госзакупке не образуют расходов организации.

Если есть потребность разделять в учете заблокированные и свободные средства на спецсчете, то можно для целей внутреннего учета воспользоваться каким-нибудь забалансовым счетом или добавить субсчет/субконто второго порядка к счету 55 (51/спецсчет), но заморачиваться с этим микропредприятию совсем не обязательно.

Разблокированные суммы на специальном счете можно вернуть на расчетный счет.

Дт 51/расчетный счет
Кт 51/спецсчет

или Дт 51
Кт 55

Расходом организации признается списание заблокированных средств в пользу госзаказчика в ситуации уклонения от заключения контракта в случае победы участника закупок в тендере, а также в случае непредоставления им или предоставления с нарушением условий, установленных законом, обеспечения исполнения контракта до заключения контракта с госзаказчиком.

Также расходом организации признается списание средств со специального счета в пользу электронной торговой площадки в случае победы участника закупок в тендере, если победитель не уклонился от заключения контракта с госзаказчиком.

Дт 76
Кт 51/спецсчет

или Дт 76
Кт 55

Дт 99
Кт 76

Дт 19
Кт 76
фиксируем НДС на сумму услуг ЭТП (для организаций на ОСН)

Поскольку микропредприятия промежуточные 90 и 91 счета, расходы списываем сразу на счет прибылей и убытков к которому можно открыть соответствующие субсчета или субконто для удобства классификации расходов.

Плату ЭТП можно отнести на себестоимость, а списание сумм обеспечения заявки в пользу госзаказчика можно сразу отнести на прямые убытки организации, которые рискованно даже включать в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

В качестве документального основания может быть указана бухгалтерская справка, ссылающаяся на соответствующие решения (протоколы и т.п.) электронной торговой площадки или указываем акт, если таковой представит нам оператор площадки.


Некоторые банки, уполномоченные на ведение специальных счетов, объявили о том, что будут брать комиссию за блокировку сумм.

В этом случае банковскую комиссию отражаем обычными проводками и включаем ее в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль как по налогу на прибыль организаций (если организация на основной системе налогообложения), так и в расходы, уменьшающие доходы на едином налоге (если организация на упрощенной системе налогообложения).


Ведение специальных счетов предусматривает возможность начисления процентов обслуживающим банком на средства, хранящиеся на этих счетах.

Начисление процентов образует внереализационный доход, отражаемый в учете также как начисление процентов на остаток средств на расчетном счете.

Дт 51/спецсчет
Кт 76/банк

или Дт 55
Кт 76/банк

Дт 76/банк
Кт 99/внереализационные доходы

Банки, уполномоченные на ведение спецсчетов участников госзакупок

    Вести специальные счета участников госзакупок могут не все банки, а только те, которые уполномочены постановлением правительства РФ. Сейчас таких банков 18. Перечислим их все:
  • Сбербанк России
  • Альфа-Банк
  • Банк ВТБ
  • Финансовая Корпорация "Открытие"
  • Газпромбанк
  • Российский Сельскохозяйственный банк
  • Российский национальный коммерческий банк
  • Росбанк
  • Московский Кредитный банк
  • Всероссийский банк развития регионов
  • Акционерный Банк "Россия"
  • Совкомбанк
  • Райффайзенбанк
  • Промсвязьбанк
  • Банк "Санкт-Петербург"
  • Акционерный коммерческий банк "РосЕвроБанк"
  • ЮниКредит Банк
  • ОТП Банк

Этим банкам сейчас можно доверять.

Обеспечение исполнения контракта

Участник госзакупки, выигравший тендер, обязан внести обеспечение под исполнение контракта, после чего происходит подписание самого контракта. Если обеспечение не предоставлено, то участник закупки будет признан уклонившимся и, как следствие, контракт подписан не будет.

    В качестве обеспечения исполнения контракта госзаказчиком принимается :
  • или банковская гарантия на сумму обеспечения контракта
  • или денежные средства, перечисляемые госзаказчику.

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения исполнения контрактов, носит возмездный характер, поэтому учитываем банковскую комиссию за предоставление банковской гарантии.

Дт 99
Кт 76
отражена сумма банковской комиссии

Дт 76
Кт 51
оплата банковской комиссии

В случае, если исполнение контракта оказалось невозможным, то обеспечение не возвращается участнику закупки, а остается у госзаказчика. При этом, если обеспечение было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения исполнения контракта госзаказчик предъявит банку.

При этом у участника закупки возникает кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения неисполненного контракта.

Дт 99/прочие расходы
Кт 76/госзаказчик

фиксируем обязательство по предоставлению обеспечения под исполнение контракта в случае победы в тендере

Дт 76/госзаказчик
Кт 76/банк

фиксируем погашение обязательства по предоставлению обеспечения под исполнение контракта банковской гарантией (одновременно образуется кредиторская задолженность перед банком)

Дт 76/банк
Кт 51

Погашение (оплата) задолженности перед банком на сумму обеспечения неисполненного контракта


Денежные средства, перечисляемые госзаказчику в обеспечение исполнения контракта вместо предоставления банковской гарантии, являются возвратными, если участник закупки, выигрывший тендер, способен исполнить контрактные обязательства. В этом случае мы лишь отражаем движение денежных средств на основании исходящих и входящих платежных документов.

Дт 76/госзаказчик
Кт 51

Дт 51
Кт 76/госзаказчик

Если участник закупки уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения исполнения контракта остается на счете госзаказчика.

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с госзаказчиком.

В учете мы отражаем это решение следующим образом:

Дт 76/госзаказчик
Кт 51

Дт 99
Кт 76/госзаказчик


Таким образом, суммы обеспечения заявки на участие в госзакупках и на исполнение контракта не признаются расходом организации, так как эти суммы в общих случаях возвратные.

А вот расходы, связанные с подготовкой и участием в торгах, можно и нужно отразить во внереализационных или прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Причем эти расходы можно учесть единовременно. Даже если мы проиграем тендеры.

А вот если мы выиграем, но уклонимся от заключения контракта, то эти расходы конечно нужно отразить на счетах бухгалтерского учета, но очень рискованно принимать их к уменьшению налогооблагаемой базы.

Для подтверждения расходов нам понадобятся подтверждающие документы. Это могут быть контракт, протоколы конкурсной или аукционной комиссии и так далее.

Другие публикации на эту тему: