О проведении годовой инвентаризации в организациях-микропредприятиях

Для всех организаций установлены общие методика и правила проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности.

Никаких исключений для организаций, относящихся к категории , не предусмотрено.

Для всех организаций установлены общие методика и правила проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности. Никаких исключений для организаций, относящихся к категории микропредприятий, не предусмотрено

Идеальной датой для проведения инвентаризации перед составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности считается последний день календарного года, т.е. 31 декабря, так как результаты инвентаризации в этот день позволяют наиболее точно установить фактическое наличие активов и обязательств по состоянию на конец текущего - начало следующего календарного года.

Однако на практике проведение инвентаризации в этот день даже для микропредприятий не всегда возможно. Да и при наличии имущества провести инвентаризацию в один день бывает просто не реально.

Годовую инвентаризацию разрешается проводить не раньше 1 октября и не позднее 31 декабря.

Это касается оборотных активов (товарно-материальных ценностей, денежных средств в кассе организации и на счетах в банках).

Основные средства мы вправе инвентаризировать реже — один раз в три года. Но по желанию можем проверять их чаще.


Необходимость проведения инвентаризаций активов и обязательств в организациях установлена в федеральном законе о бухгалтерском учете.

Причем, если в старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2013 г., было определенно указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию, то в действующем сейчас законе только упоминается необходимость проведения инвентаризаций с отсылкой на подзаконные акты и стандарты.



1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

По смыслу статьи 11 федерального закона получается, что в некоторых случаях проведение инвентаризации обязательно; во всех остальных случаях необходимость проведения инвентаризации определяется руководителем организации.

Для организаций-микропредприятий проведение инвентаризаций вне случаев их обязательного проведения, является не актуальным в силу микроскопического масштаба деятельности, стоимости балансового имущества и обязательств микропредприятий по сравнению с малыми, средними и крупными организациями.

Обязательное проведение инвентаризаций регламентируется подзаконным актом, утверждаемым министерством финансов РФ - Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, .

    В силу статьи 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, проведение инвентаризации обязательно:
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности .

Таким образом, проведение инвентаризации перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, относится к случаям обязательного проведения инвентаризации.


Несмотря на обязательный характер проведения инвентаризации активов и обязательств организации перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, административная ответственность за ее непроведение не установлена.

Тем не менее, инвентаризацию раз в год, в конце календарного года, желательно все-таки проводить, так как без инвентаризации активов и обязательств данные финансовой (бухгалтерской) отчетности могут оказаться недостоверны, а это уже - в свою очередь - может повлечь за собой риски привлечения к ответственности за представлением недостоверной (фиктивной) отчетности.

Дело в том, что ошибки в бухгалтерском учете ведут к недостоверной отчетности. Для их выявления и устранения как раз и проводится инвентаризация активов и обязательств. То есть наличие и исправление ошибок в бухгалтерском учете выявляется проведением ежегодных инвентаризаций.

Таким образом, инвентаризация подтверждает достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отсутствие проведения инвентаризации - это повод для сомнения в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Инвентаризация является лишь инструментом, подтверждающим достоверность показателей, включенных в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Поэтому, если инвентаризацию мы никогда не делали, то достоверность нашей отчетности будет вызывать сомнения.


Проведение инвентаризации активов и обязательств организации регламентируется специальными , утвержденными министерством финансов РФ.

Методические указания достаточно подробно определяют единообразные правила и способы проведения и оформления процесса и результатов инвентаризации.


Для организаций-микропредприятияй нередки случаи, когда единственным такой организации является ее руководитель, он же учредитель, с минимальным перечнем имущества.

    В этом случае инвентаризацию активов проводить не имеет никакого смысла, за исключением подтверждения остатка средств на банковском счете (банковских счетах) организации на 31 декабря. Но необходимо обязательно провести сверку взаиморасчетов по обязательствам организации:
  • с контрагентами по гражданско-правовым договорам;
  • с администраторами обязательных платежей (налоговая, ФСС) по налогам, сборам и страховым взносам.

Необходимо получить, проверить и подписать акты сверки по расчетам за весь период календарного года со всеми контрагентами, налоговым органом и территориальным органом ФСС РФ.

Акты сверки подтвердят достоверность отчетных данных бухгалтерского учета организации-микропредприятия.

Другие публикации на эту тему: