Текущее информирование малого и микробизнеса (18+)

Об уплате НДС за оказание электронных услуг мировыми интернет-компаниями российским потребителям

С 2019 года отменены обязанности налогового агента для российских ИП и организаций по уплате НДС за электронные услуги, предоставляемые иностранными контрагентами.

Иностранные интернет-компании теперь сами будут уплачивать НДС в российский бюджет с продаж российским потребителям.

С 2019 года отменены обязанности налогового агента для  российских ИП и организаций по уплате НДС за электронные услуги, предоставляемые иностранными контрагентами. Иностранные интернет-компании теперь сами будут уплачивать НДС в российский бюджет с продаж российским потребителям

С 2017 года российское налоговое законодательство особенности исчисления и уплаты налога НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

    До 2019 года обязанности по уплате НДС зависили от того, кто является покупателем электронных услуг иностранных интернет-компаний:
  • если покупателем на территории России являлось физическое лицо, то НДС с выручки иностранная интернет-компания самостоятельно уплачивала в российский бюджет;
  • если же электронными услугами иностранных контрагентов воспользовались российские юридические лица или индивидуальные предприниматели, то уплатить НДС за иностранных партнеров должны были они сами со стоимости своей покупки в порядке исполнения функции налогового агента по НДС. (То есть, кроме уплаты самого налога, нужно было ещё составить счёт-фактуру и представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, независимо от режима налогообложения, который использовался ими.)

С 2019 года иностранные интернет-компании самостоятельно уплачивают НДС по сделкам как с физическими лицами в сегменте b2c, так и с юридическими лицами и ИП в сегменте b2b.

Если российские покупатели электронных услуг после 1 января 2019 года продолжат сами добровольно уплачивать НДС за иностранного продавца, то принять к налоговому вычету по НДС эти суммы они уже не смогут.


Российское налоговое законодательство возлагает на мультинациональные (транснациональные) мировые интернет-компании обязанность постановки на налоговый учет в России удаленно через онлайн-сервис "" на сайте ФНС России.

После того как иностранная интернет-компания будет поставлена на учет, она получает доступ в другой сервис на сайте ФНС России - "Личный кабинет иностранной организации". Через "Личный кабинет иностранной организации" можно отправлять налоговые декларации, уплачивать налог, вести юридически значимую переписку с налоговым органом, направлять документы и так далее.

В случае если подобная иностранная организация не встанет на учет в налоговом органе, то она будет нести полную ответственность за неуплату НДС в соответствии с российским налоговым законодательством.


НДС, предъявленный иностранной организацией в составе стоимости электронных услуг, можно принять к вычету, если мы применяем основную систему налогообложения.

Подтверждающими документами для налогового вычета являются договор и расчетный документ с выделенной суммой НДС, указанием ИНН и КПП иностранной организации, а также платежные документы на перечисление оплаты, включая сумму налога НДС.

В отношении услуг, оказываемых и оплачиваемых начиная с 01.01.2019 года, применяется расчетная ставка НДС в размере 16,67 % (20/120 %).

(В том случае, если оплата от покупателя поступает в 2019 году за оказанные в 2018 году услуги, то применяется расчетная ставка в размере 15,25 % (18/118 %).

В случае, если оплата от покупателя поступила в 2018 году за услуги, которые будут оказаны в 2019 году, НДС исчисляется по ставке 15,25 % (18/118 %) и при этом обязанность уплатить НДС исполняется самим покупателем - российской организацией и индивидуальным предпринимателем (налоговым агентом) независимо от того, когда услуга будет ему оказана.)


Уплату НДС за электронные услуги иностранных интернет-компаний часто называют "налогом на Гугл".

Несмотря на то, что американская компания Google Inc состоит на налоговом учете в ФНС России как иностранная интернет-компания, в России сформировано устойчивое представление о том, что российское является либо представительством Google Inc либо непосредственно Google Inc.

    Конечно, ООО "Гугл" не является юридически оформленным обособленным подразделением (филилиалом или представительством) мировой компании Google Inc, а только аффилированным с Google Inc юридическим лицом через структуру собственности. Однако ООО "Гугл":
  • осуществляя свою рекламную деятельность, самостоятельно не создает продуктов, а предлагает клиентам использовать продукты, уже созданные компанией Гугл Инк;
  • совершает сделки от имени Google Inc , по месту нахождения ООО "Гугл", что позволяет миновать прямого контакта клиента с головным офисом - Google Inc , то есть ООО "Гугл" фактически действует как представительство или филиал Google Inc;
  • ООО "Гугл" продает клиентам возможность разместить рекламу, в том числе на сервере Gmail.com с помощью другого продукта, принадлежащего Google Inc, продукт называется AdWords. С помощью аккаунта в сервисе AdWords можно заказать в компании Google Inc услугу размещения рекламы в сервисе Gmail на сервере gmail.com. Сделать это может любой клиент (пользователь сервисов Google Inc);
  • после оформления заказа на сайте google.com с помощью сервиса AdWords заказчику из России выдается счет на оплату услуг от имени ООО "Гугл" и, таким образом, услугу по размещению рекламы в сервисе Gmail с помощью сервиса AdWords оказывает компания Google Inc, а средства за оказанную услугу компанией Google Inc получает компания ООО "Гугл";
  • клиенты совершают сделки по месту нахождения ООО "Гугл" без прямого контакта с головным офисом Google Inc.

Следовательно ООО "Гугл" осуществляет часть функций Google Inc, то есть фактически представляет интересы компании Google Inc в России.

Поэтому, в любом случае, было бы куда правильнее, называть "налог на Гугл" "налогом на Фейсбук", поскольку Фейсбук только офиса-представительства в России и на сегодняшний день полностью отвечает признакам иностранной компании, оказывающей электронные услуги в сети интернет и не имеющей обособленного подразделения на территории России.


Объем налогов, уплаченных иностранными интернет-компаниями в России в первый год действия закона о "налоге на Гугл", составил более 9 млрд рублей.

На сегодняшний день на налоговом учете в ФНС России состоят более 140 иностранных интернет-компаний. Среди известных: Гугл, Фейсбук, Apple, Amazone, Sony, Booking, Uber и другие.


    К услугам в электронной форме, оказываемыми иностранными интернет-компаниями, в соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ, относят на платной основе:
  1. рекламные услуги и предоставление рекламных площадок в интернете;
  2. платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  3. облачное хранение данных;
  4. регистрация доменных имен и услуги интернет-провайдеров;
  5. администрирование информационных систем и сайтов в интернете;
  6. предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  7. хранение и обработка информации при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
  8. поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  9. доступ к поисковым системам в интернете;
  10. статистика посещений сайтов и др.
  11. продажа программ для ЭВМ, приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  12. онлайн-аукционы.

Для малых и микропредприятий потенциальный интерес, связанный с продвижением товаров и услуг, могут представлять рекламные услуги иностранных интернет-компаний, различные платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг, поиск информации о потенциальных покупателях.


Безусловно, отмена обязанностей налогового агента по НДС по услугам в электронной форме от ведущих мировых интернет-компаний - большой прогресс в администрировании налогов, а для представителей малого и микробизнеса - большинство из которых не являются плательщиками НДС - существенное облегчение от ненужного обременения с отчетностью и уплатой НДС, позволяющее как раз не искать из-за этого другие веб-сервисы для своих нужд, а воспользоваться общемировыми.

Другие публикации на эту тему: