Текущее информирование малого и микробизнеса (18+)

Об идентификации клиентов аудиторских, бухгалтерских и юридических фирм

Антитеррористическое и антиотмывочное законодательство возлагает на юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, осуществляющих оказание аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг обязанности по идентификации клиентов, принятию мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, экстремистской и террористической деятельности.

Антитеррористическое и антиотмывочное законодательство возлагает на юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, осуществляющих оказание аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг обязанности по идентификации клиентов, принятию мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, экстремистской и террористической деятельности
    К основным обязанностям аудиторских, бухгалтерских и юридических фирм, а также частных аудиторов, бухгалтеров, юристов, адвокатов, нотариусов и других лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (арбитражные управляющие), в части антитеррористического и антиотмывочного законодательства, теперь относятся:
  • идентификация клиента, его законного и уполномоченных (по доверенности) представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
  • фиксирование и хранение информации в связи с оказанием услуг клиентам;
  • уведомление Росфинмониторинга о подозрительных операциях клиентов;
  • организация внутреннего контроля
  • и даже - применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента.

Все эти обязанности сейчас достаточно регламентированы в подзаконных актах правительства РФ, министерства финансов РФ, Росфинмониторинга.

Сегодня остановимся на обязанностях по идентификации клиентов.

  • Идентификация клиента представляет собой совокупность действий по установлению определенных сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

Проще говоря, идентификация клиента представляет собой сбор определенных сведений о клиенте и подтверждение их достоверености.


Требования к идентификации клиентов утверждены Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366

Формализованным документом, подтверждающим исполнение обязанностей по идентификации клиентов является анкета клиента, содержащая следующую информацию:

  1. Сведения, полученные при идентификации;
  2. Даты начала и прекращения договорных отношений с клиентом;
  3. Даты оформления и обновлений анкеты;
  4. ФИО, должность работника, принявшего решение о приеме на обслуживание клиента и заполнившего анкету;
  5. Подпись уполномоченного работника;
  6. Приложение оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) сведений государственных и иных информационных систем.

Идентификация клиента - физического лица

    К сведениям, необходимым для идентификации клиента - физического лица, относят стандартный набор сведений:
  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • гражданство;
  • ИНН;
  • адрес места жительства (пребывания);
  • документ, удостоверяющий личность
  • при необходимости - документы на пребывание в России и данные миграционной карты.

Идентификация клиента - юридического лица

    К сведениям, необходимым для идентификации клиента - юридического лица, относят следующие сведения:
  • Организационно-правовая форма и полное наименование организации;
  • сведения о государственной регистрации юридического лица;
  • ИНН российской или налоговый код иностранной организации;
  • код ОКАТО;
  • сведения об учредителях организации;
  • сведения о структуре управления и должностных лицах организации.
  • Дополнительно указываются стандартный набор сведений о физических лицах - представителях клиента (законном представителе - руководителе организации и при необходимости об уполномоченных представителях на основании доверенностей).

Источники подтверждения достоверности сведений идентификации клиента

    К источникам подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, относят:
  • копии документа, удостворяющего личность человека или копии правоустанавливающих документов юрдического лица;
  • сведения ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • другие базы данных федеральных органов власти (в том числе сведения о недействительности паспортов и др.)

В отношении представителей клиента и выгодоприобретателей, являющихся физическими лицами, а также бенефициарных владельцев не устанавливаются:

  1. страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  2. сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений;
  3. сведения о финансовом положении;
  4. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента;
  5. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
Другие публикации на эту тему: