К основным обязанностям аудиторских, бухгалтерских и юридических фирм, а также частных аудиторов, бухгалтеров, юристов, адвокатов, нотариусов и других лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (арбитражные управляющие), в части антитеррористического и антиотмывочного законодательства, теперь относятся:
- идентификация клиента, его законного и уполномоченных (по доверенности) представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
- фиксирование и хранение информации в связи с оказанием услуг клиентам;
- уведомление Росфинмониторинга о подозрительных операциях клиентов;
- организация внутреннего контроля
- и даже - применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента.
Компания Арт Сувенир предлагает нам воспользоваться удобным иллюстрированным каталогом сувенирной продукции или заказать изготовление сувениров в широком ценовом диапазоне на сайте https://artsuvenir.com/catalog/znak/
Все эти обязанности сейчас достаточно регламентированы в подзаконных актах правительства РФ, министерства финансов РФ, Росфинмониторинга.
Сегодня остановимся на обязанностях по идентификации клиентов.
- Идентификация клиента представляет собой совокупность действий по установлению определенных 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
Проще говоря, идентификация клиента представляет собой сбор определенных сведений о клиенте и подтверждение их достоверености.
Требования к идентификации клиентов утверждены приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366
Формализованным документом, подтверждающим исполнение обязанностей по идентификации клиентов является анкета клиента, содержащая следующую информацию:
- Сведения, полученные при идентификации;
- Даты начала и прекращения договорных отношений с клиентом;
- Даты оформления и обновлений анкеты;
- ФИО, должность работника, принявшего решение о приеме на обслуживание клиента и заполнившего анкету;
- Подпись уполномоченного работника;
- Приложение оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) сведений государственных и иных информационных систем.
Идентификация клиента - физического лица
- К сведениям, необходимым для идентификации клиента - физического лица, относят стандартный набор сведений:
- ФИО;
- дату и место рождения;
- гражданство;
- ИНН;
- адрес места жительства (пребывания);
- документ, удостоверяющий личность
- при необходимости - документы на пребывание в России и данные миграционной карты.
Идентификация клиента - юридического лица
- К сведениям, необходимым для идентификации клиента - юридического лица, относят следующие сведения:
- Организационно-правовая форма и полное наименование организации;
- сведения о государственной регистрации юридического лица;
- ИНН российской или налоговый код иностранной организации;
- код ОКАТО;
- сведения об учредителях организации;
- сведения о структуре управления и должностных лицах организации. Дополнительно указываются стандартный набор сведений о физических лицах - представителях клиента (законном представителе - руководителе организации и при необходимости об уполномоченных представителях на основании доверенностей).
Источники подтверждения достоверности сведений идентификации клиента
- К источникам подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, относят:
- копии документа, удостворяющего личность человека или копии правоустанавливающих документов юрдического лица;
- сведения ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- другие базы данных федеральных органов власти (в том числе сведения о недействительности паспортов и др.)
В отношении представителей клиента и выгодоприобретателей, являющихся физическими лицами, а также бенефициарных владельцев не устанавливаются:
- страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
- сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений;
- сведения о финансовом положении;
- сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента;
- контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).