Текущее информирование малого и микробизнеса (18+)

О маркировке товаров

Стремление к государственному контролированию денежных и товарных потоков становится все более очевидным.

После внедрения электронных платежных систем и онлайновых касс, позволяющих отслеживать платежи, на очереди встал вопрос о контроле движения и потребления товаров.

Стремление к государственному контролированию денежных и товарных потоков становится все более очевидным. После внедрения электронных платежных систем и онлайновых касс, позволяющих отслеживать платежи, на очереди встал вопрос о контроле движения и потребления товаров

Средством глобального контроля за оборотом товаров на всем пути от производителя или импортера продукции до конечного потребителя решено сделать маркировку товаров на базе цифровой платформы .

Для этого на каждый экземпляр товара будет наноситься уникальный контрольный код, по которому фиксируются все движения товара: выпуск, оптовые поставки, поступление в розницу, возвраты и перемещения и розничные продажи.

Контрольный код будет наноситься на потребительскую упаковку товара в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, считать который можно будет не только сканером штриховых кодов, но и обычным смартфоном.

Делается это для того, чтобы каждый из нас как потребитель смог быстро определить легальность приобретенного товара и даже отследить путь товара до прилавка при помощи специального мобильного приложения.


Как и внедрение онлайновых касс в расчетах с физлицами за товары и услуги, внедрение системы сплошной маркировки потребительских товаров будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года и вплоть до 2024 года.

Согласно правительства РФ, в 2019 году обязательной маркировке подлежат первые 10 товарных категорий:

Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации с 2019 года
№ пп Наименование группы товаров Срок введения
1 Табачная продукция c 01.03.2019
2 Обувь с 01.07.2019
3 Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки с 01.12.2019
4 Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное с 01.12.2019
5 Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек с 01.12.2019
6 Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков с 01.12.2019
7 Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек с 01.12.2019
8 Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи с 01.12.2019
9 Духи и туалетная вода с 01.12.2019
10 Шины и покрышки пневматические резиновые новые с 01.12.2019

С 2020 года обязательной маркировке подлежат все лекарственные препараты.


Система маркировки товаров уже апробирована на алкогольной продукции (в рамках системы ЕГАИС) и на меховых изделиях, а с 1 марта 2019 года активно идет эксперимент по маркировке табачной продукции.

    Система маркировки в общем виде представляет собой следующий процесс:
  1. Каждая единица товара маркируется на стадии выпуска производителем или импортером при ввозе на территорию РФ;
  2. (Чтобы облегчить работу с системой маркировки оптовикам, коды маркировки товаров будут наноситься не только на товарную упаковку, но и на групповую и транспортную (блоки, коробки, паллеты). Такие коды получили название "коды агрегации", чтобы по ним можно было определить тот перечень товаров, которые объединены (агрегированы) в данную упаковку.

    При отгрузке товара оптом для регистрации его в системе маркировки будет достаточно отсканировать только групповой код. При этом в системе отразится движение всех индивидуальных контрольных кодов товаров, находящихся внутри упаковки.)

  3. Все движения и перемещения маркированных товаров отслеживается до конечного потребителя;
  4. Маркированный товар выводится из системы отслеживания при продаже конечному потребителю.

Вывод товара из оборота в системе маркировки осущствляется при продаже товара на кассе. Для этого в кассовый чек с 2019 года добавлен специальный обязательный реквизит «Код товара», который как раз предназначен для указания кода маркируемых товаров.

Информация о продаже маркированного товара и его вывод из системы отслеживания будет поступать в систему маркировки от операторов фискальных данных (ОФД), которые будут "извлекать" информацию из кассовых чеков о кодах маркировки товара и передавать их в систему маркировки.

Это сильно упростит подключение розничных объектов к системе отслеживания маркируемых товаров, так как для этого розничным продавцам нужно будет просто обновить свою онлайновую кассу, которая уже самостоятельно "сможет" отчитываться о продаже маркируемых товаров.

Таким образом, онлайновая касса розничного продавца становится конечной точкой отслеживания движения маркированных потребительских товаров, выполняя не только функции расчетов за товары и отслеживания денежных потоков, в том числе для фискальных целей, но и товарных.


По официальной версии, система маркировки внедряется для того, чтобы убрать с рынка нелегальных производителей и импортеров продукции.

По некоторым маркируемым группам, например, по одежде и обуви, доля таких нелегальных производителей и импортеров достигает чуть ли не 50%.

Удастся ли избавиться от "нелегалов" пока не очень понятно, но то что внедрение маркировки товаров перевернет рынок, сломает устоявшуюся логистику поставок, поменяет лидеров рынка и их конкурентное поведение - более чем вероятно.

Еще более очевидным является то обстоятельство, что система маркировки товаров повлечет за собой неизбежные изменения в учетных системах участников товарооборота, где потребуется точная детализация учета каждой единицы маркированного товара.

Другие публикации на эту тему: