Текущее информирование малого и микробизнеса (18+)

О требованиях главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни организации

По инициативе правительства в федеральный закон о бухгалтерском учете возвращена норма об обязательности исполнения ответственными работниками требований главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни организации.

По инициативе правительства в федеральный закон о бухгалтерском учете возвращена норма об обязательности исполнения ответственными работниками требований главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни организации

Такая норма была прописана в старом законе о бухгалтерском учете 1996 года, а вот в новом законе 2011 года об этой норме забыли. Сейчас этот пробел восполнен.

Конечно, обязательность исполнения требований главбуха по документальному оформлению первичных документов ничем не обеспечена, кроме осознанного понимания в первую очередь руководителями организаций и другими должностными лицами необходимости и справедливости данной законодательной нормы и возможности при случае сослаться на эту норму как на авторитетную, коль скоро об этом прямо написано в федеральном законе.

Пункт 3 федерального закона о бухгалтерском учете теперь гласит (построчно):

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

В связи с чем возвращена норма об обязательности требований главбуха?

В соответствии с законом, своевременность передачи первичных документов и достоверность содержащихся в них данных обеспечивает лицо, которое оформляет и подписывает эти документы.

Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в законе о бухгалтерском учете. При их оформлении необходимо использовать формы, утвержденные руководителем организации.

В целях соблюдения этих требований и улучшения достоверности показателей бухгалтерской отчетности и вводится норма о требованиях главбуха.

При отсутствии в организации главбуха норма распространяется на иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо на того, с кем заключен договор на услуги ведения бухгалтерского учета.

Доведение до сведения работников

Поскольку сейчас в законе говорится о письменных требованиях главбуха, то будет правильным формализовать процесс, т.е. продублировать эту норму в локальных актах организации в качестве так сказать "организационного момента".

    Норму об обязательности требований главбуха для всех работников организации надо прописать:
  • в локальном положении об учетной политике;
  • в должностной инструкции главного бухгалтера (или договоре с бухгалтерской фирмой) в разделе прав;
  • в должностных инструкциях ответственных работников, в первую очередь материально-ответственных лиц (кассиров, продавцов, кладовщиков и так далее, всех, кто связан с движением денежных и товарно-материальных ценностей, оказанием услуг и выполнением работ) в разделе обязанностей.

Это - "программа минимум". "Программа максимум" состоит в том, чтобы прописать требования главбуха в отношение заполнения всех форм первичных документов, применяемых в организации.

Ну или хотя бы в отношении тех форм первичных документов, которые не являются универсальными (типовыми) и обязательными как, например, кассовые ордера, УПД и так далее, а являются самостоятельно разработанными и утвержденными в организации (фирменный акт оказания услуг (выполнения работ), внутренние накладные и т.д.)

Отношения между руководителем и главбухом

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководите­лю организации и несет ответственность за определение учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представ­ление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Должностной оклад главного бухгалтера устанавливается, как правило, на уровне оклада заместителя руководителя организации.

Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству.

О таких документах главный бухгалтер пись­менно сообщает руководителю организации.

При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его.

Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций в этом случае несет ру­ководитель организации. При этом сам главный бухгалтер, заявивший возражения по поводу регистрации того или иного факта, от ответственности освобождается.

Вопрос в том, как получить от руководителя такое распоряжение?...

Возражения бухгалтера

На практике между главным бухгалтером и руководителем нередки разногласия как в отношении первичных документов, так и в отношении показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

В любом случае, разногласия надлежит зафиксировать.

На практике свои возражения по содержанию первичных документов главбух оформляет в виде докладной (служебной) записки на имя руководителя.

    В ней указываются:
  • причина написания записки;
  • проблемы, которые могут возникнуть;
  • негативное отношение главбуха к решению поставленной задачи в предложенном варианте;
  • свой вариант (если таковой имеется).

Докладную (служебную) записку принято вручать лично (под расписку). Уведомить руководителя о проблеме можно и посредством электронного сообщения с прикрепленным файлом записки.

Запреты для главбуха

В настоящее время бухгалтер обязан руководствоваться тремя запретами, вытекающими из законодательства:

  1. нельзя принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок;
  2. не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  3. не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Такую ответственность несут лица, их составившие.

Другие публикации на эту тему: