Текущее информирование малого и микробизнеса (18+)

Об участии в госзакупках физических лиц, не являющихся ИП

Действующее законодательство в сфере закупок для государственных нужд предоставляет возможность участия в тендерах не только индивидуальным предпринимателям, коммерческим и некоммерческим организациям, но и обычным лицам без статуса ИП.

Причем физические лица без статуса ИП вправе участвовать в госзакупках как при применении конкурентных процедур (в конкурсе, аукционе, запросе предложений), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Действующее законодательство в сфере закупок для государственных нужд предоставляет возможность участия в тендерах не только индивидуальным предпринимателям, коммерческим и некоммерческим организациям, но и обычным лицам без статуса ИП. Причем физические лица без статуса ИП вправе участвовать в госзакупках как при применении конкурентных процедур  (в конкурсе, аукционе, запросе предложений), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей

Общим ограничением для лиц, не являющихся ИП, является невозможность выступать в роли поставщика товаров для государственных нужд.

Это связано с тем, что поставщиком или продавцом товаров может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

То есть заключение контрактов на поставку товаров возможно только с корпоративным участником госзакупки (организацией или ИП).

Физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров, но может выступать в роли исполнителя услуг или подрядчика работ.

Также в отношении отдельных видов экономической деятельности могут существовать запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы.

Еще одним условием ограничения участия физлиц без статуса ИП в госзакупках является невозможность участия в торгах, ориентированных на участников из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)- данный факт обязательно указывается заказчиком в закупочном извещении.

Но в случаях, когда производится закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно.

Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды, если заказчик арендует жилое/нежилое помещение или транспортное средство.

Нормы законодательства, позволяющие физлицам участвовать в госзакупках, как правило, находят отражение в локальных положениях о закупке, утвержденных конкретными госзаказчиками.

Практика госзакупок показывает, что физические лица без статуса ИП редко участвуют в госзакупках.

Это связано с тем, что одному человеку трудно нести издержки, необходимые для участия в госзакупках: аккредитироваться на электронных площадках, предоставлять обеспечение заявок и контрактов и т. д.

Но не невозможно. В тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в участии в госзакупке нет оснований.


Физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении госзакупок у единственного подрядчика (исполнителя).

Участие же в госзакупках, проводимых конкурентными способами, и тем более победа в них – явление крайне редкое среди участников-физических лиц.


Заключение контракта с физлицом без статуса ИП полностью аналогично тому, как заключается контракт с любым корпоративным участником госзакупок, выигрывшем тендер.

Но для госзаказчика и исполнителя существуют нюансы при заключении контракта с физлицом без статуса ИП. Они связаны с выполнением госзаказчиком в соответствии с законом обязанностей налогового агента и страхователя в отношение выплат исполнителю-физлицу.

В федеральном законодательстве в сфере госзакупок действует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В связи с тем, что настоящий Контракт заключен с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.

Здесь речь идет об удержании НДФЛ с начисленной выплаты исполнителю-физлицу и выплате ему суммы за вычетом удержанных сумм налога.

Кроме НДФЛ, на госзаказчика возлагаются обязанности страхователя физлица. К выплатам физлицу страховые взносы за него уже не имеют отношения, они с него не удерживаются, но для госзаказчика цена контракта возрастает на сумму обязательного страхования, так как страховые взносы начисляются сверх на сумму контракта и с исполнителя-физлица не удерживаются.

В силу налогового законодательства объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а плательщиками этих взносов в числе прочих называются организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Базовые тарифы страховых взносов составляют 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС (взносы в ФСС по договорам гражданско-правового характера не платятся) .

Причем базой страховых взносов будет считаться вся сумма начисленных выплат, а не только непосредственно выплаченных физлицу, т.е. база включает в себя и удерживаемый НДФЛ.

(Допустим, к примеру, размер выплаты по контракту составляет 100 тыс. руб.
В этом случае общий размер расходов госзаказчика по контракту с учетом страховых взносов составит 127,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 100 тыс. руб. х 27,1%), а сам подрядчик или исполнитель получит "на руки" 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. - 100 тыс. руб. х 13%))

Таким образом, заключение контракта с физлицом без статуса ИП повлечет за собой выплаты физлицу и государству в размере несколько большем, чем стоимость самого контракта.

Соответственно, госзаказчику придется заплатить средств больше, чем предусмотрено контрактом за счет уплаты страховых взносов за исполнителя-физлица, а физлицо - в свою очередь - получит меньше за счет удержания с него сумм НДФЛ.

Другие публикации на эту тему: