Проблемы малого предпринимательства


Более 400 участников собрал форум малого и среднего бизнеса «Энергия возможностей. Стратегия успеха», чтобы найти ответ на вопрос, какой быть будущей стратегии развития предпринимательства в каждом конкретном российском регионе до 2030 года.


Эксперты, выступавшие на форуме, правильно сформулировали для предпринимателей ряд проблем, основной из которых назвали "проблему встраивания в цепочки добавленной стоимости". Речь идет о необходимости эффективного взаимодействия представителей крупного и малого бизнеса, интересы которых сейчас противоположны, можно сказать даже, антогонистичны.

Всем памятны меры искусственного, административного сокращения числа микропредпринимателей, когда закрывали рынки, сложившиеся места торговли, киоски, ларьки и так далее, силой сгоняли предпринимателей с прикормленных мест торговли.

В чьих интересах действовала власть? Кто стал бенефициаром? С течением времени, стало понятно, что конечными выгодоприобретателями данных мер стали представители крупного ритейла, владельцы многочисленных крупных торгово-развлекательных центров.

В интересах ли состоявшегося крупного бизнеса увеличение числа микропредпринимателей, так или иначе являющихся конкурентами, их поддержка? Представляется весьма сомнительным. А в чьих тогда интересах сегодня говорить за микробизнес? Пусть не покажется странным на первый взгляд, но это в интересах правительства. Президент и премьер-министр говорят об этом постоянно и принимают свои меры.

Как предлагается решить проблему взаимодействия крупного и малого бизнеса, чтобы соблюсти и не повредить интересы одних и поддержать, хотя бы минимально, других? По другому этот вопрос звучал бы так: "Как сделать, чтобы и волки были сыты и овцы целы?" Эксперты советуют: "путем встраивания в цепочки добавленной стоимости".

Мелкие предприниматели не совсем понимают, чего от них теперь хотят. По итогам смс-голосования участников форума, на вопрос из четырех вариантов ответов о том, что больше всего беспокоит малый бизнес сейчас, большинство ответило: "дефицит финансовых средств". На выбор предлагались следующие ответы: "административные барьеры", "низких спрос", "дефицит капитала", "высокие налоги". Еще одним популярным ответом стало "мешают все четыре вариантов ответа".

Что касается "административных барьеров", то тут не совсем понятно о чем говориться, потому что само понятие не расшифровывается. Какие барьеры, если зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве ИП или от имени ООО не сложно и сравнительно малозатратно?

Конечно, просто так со своим товаром, как раньше, торговать на улице на встанешь, нужно арендовать торговые помещения уже не за малые деньги, многие виды деятельности зарегламентированы законодательно, так что мало места собственно для того, чтобы развернуться, но и это не нужно - строго выполняй предписанную инструкцию по осуществлению деятельности и голову себе не ломай, но, правда, административный и уголовный кодексы стали толще.

Что касается "высоких налогов", то это спорное утверждение. Для малого бизнеса сами по себе налоги благоприятные, если не сказать - щадящие, особенно в сравнении с налоговыми режимами других стран, с тем же Китаем, например. У нас сохраняются высокие ставки обязательных страховых взносов на фонд оплаты труда, связанные с использованием наемного труда работников, это - да, чувствительно - все 30%. Но эта проблема решаемая для бизнеса. Более того, нельзя не сказать про то, что затраты на обязательное страхование работников все-таки уменьшают, в свою очередь, налогооблагаемую базу и, как следствие, сумму налогов к уплате.

Что касается "дефицита финансовых средств", то ведь никто раздавать деньги и не обязан.

Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности требуется свой, начальный собственный капитал. Глупо начинаться заниматься предпринимательской деятельностью на заемном капитале под высокие проценты. Что касается дальнейшего расширения деятельности и необходмости в этом случае привлечения дополнительного капитала, то существующая правовая форма ООО предусматривает все правовые возможности для привлечения не заемного капитала, а собственного капитала других лиц, располагающими свободными денежными средствами для увеличения уставного капитала ООО с целью дальнейшего - в случае успеха - распределения и законного присвоения прибыли от вложенного капитала, без обременения банковским кредитом.

Поэтому о чем тут плакаться? Суммы вкладов физических лиц в российских банках - астрономические. Спрашивается, почему люди не хотят рисковать и вкладывать в предприятия, а предпочитают вкладывать в депозиты? Это серьезный вопрос для экспертов и представителей власти.

Что же касается "снижения спроса", то - да, это действительно проблема для малого бизнеса и связана она со множеством причин, среди которых в том числе и уменьшение количества самих предпринимателей как самостоятельных потребителей не только потребительских товаров, но и не потребительских товаров и услуг, монополизация рынка представителями крупного бизнеса и, как следствие, концентрация покупательских средств у сравнительно небольшого круга лиц, которые, располагая более чем достаточными средствами, не смогут каждый день стричься, бриться, съедать тонны хлеба, масла и так далее.

Низкий спрос или его отсутствие делает бессмысленной всякую предпринимательскую деятельность.


В ходе предпринимательского форума его участники задались вопросом, как возможно «помирить» малоформатную розничную торговлю мелких предпринимателей с сетевым ретейлом. Не секрет, что представители малого бизнеса считает торговые сети не просто всесильными конкурентами, но чуть ли не классовым врагом.

Один из участников форума – начальник управления специальных проектов холдинга Х5 Retail (сети «Пятерочка» и «Перекресток») Дмитрий Русаков попытался опровергнуть эту ложную аксиому.

(Нам конечно очень хотелось бы, чтобы означенный г-н Дмитрий Русаков поделился со всеми, как крупный ритейл может помочь мелкорозничной торговле вообще, сохраниться микропродавцам - в частности.)

Пока же сообщено только, что сети не мешают развитию малого бизнеса, мелкооптовой торговли. По заявлению Д. Русакова, наоборот, приход ретейла в любой населенный пункт создает новые точки притяжения покупателей. «Мы обеспечиваем население усредненным ассортиментом по усредненным ценам, а местная торговля продает локальные товары. Им лучше знать потребности своего рынка. Мы готовы помочь с решением проблем взаимодействия большого и малого бизнеса», – заявил представитель Х5 Retail.

Первым практическим шагом на этом пути должно будет стать формирование специальной образовательной программы для предпринимателей. Торговые сети готовы научить малый бизнес правилам и стандартам своей работы, чтобы передать им необходимые компетенции и сделать в итоге своими партнерами. Детали такой программы участники форума договорились обсудить после форума.

Сдается, что просто ушли от прямых ответов..."Чего-то кого-то научить чему-то".
(Вполне возможно, что готовых ответов на вопрос как эффективно взаимодействовать крупному ретейлу с микропродавцами просто не существует. А если и есть, то назвать его можно так - никак. Просто потому, что крупному ретейлу множество мелких конкурентов не нужны. Тут не о чем говорить, как говорится, и так все понятно.)

В то же время нельзя сказать, что взаимодействие крупного состоявшегося бизнеса с малым предпринимательством не возможно в принципе. Наглядный пример такому взаимодействию - деятельность известной фирмы "1С" во главе с Борисом Нуралиевым.

Фирма "1С" достигла не только общероссийского уровня, но является активным участником в своей области специализации на рынках стран-участниц СНГ; одно время занимала практически монопольное положение на рынке учетных систем, удержала свои конкурентные позиции и в новых условиях массового появления новых игроков онлайновых сервисов. При этом сумела сохранить свою налаженную партнерскую сеть из более мелких фирм и, кажется, не сильно ею тяготится в ситуации, когда предоставление программного обеспечения по модели облачных технологий не требует партнерской сети продавцов.

В качестве дополнительного примера можно привести фирму, уже известную, "Тензор", активно поддерживающую свою партнерскую сеть на взаимовыгодных началах, при этом активно развивая непосредственно и свои прямые продажи.

Представляется, что есть множество и других аналогичных примеров о которых не так широко известно.

ВСТРАИВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦЕПОЧКУ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ КРУПНОГО БИЗНЕСА - ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЖИВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА


Новость вчерашнего дня - в тему. Руководитель Сбербанка Греф на встрече с Д. А. Медведевым доложил о рекордной прибыли, полученной Сбербанком, "за всю историю".
Нет ни малейших сомнений в высоком профессионализме руководства ПАО "Сбербанк России", однако стоит заметить, что получение "рекордной прибыли" может быть связано с активной зачисткой других коммерческих банков, а это все банки, в отличие от Сбербанка, без государственного участия в их уставном капитале.

В этом случае, нельзя исключать, что пострадавшие вкладчики и клиенты закрытых банков были вынуждены обращаться в Сбербанк как более надежному, более того - брендированному - банку, которому не стоит опасаться отзыва банковской лицензии, нести туда свои деньги, открывать банковские счета и, таким образом, участвовать в увеличении рекордной прибыли. Т.е. активное искусственно-административное сокращение участников банковского сектора помогло одному из ведущих банков страны обеспечить для себя безусловно доминирующее положение на рынке банковских услуг и позволило, таким образом, сконцентрировать источники получения дополнительного дохода, конвертировав в "рекордную прибыль".

Справедливости ради, нужно сказать, что Сбербанк не является все-таки монопольным банком с государственным участием в уставном капитале, а значит руководству банку удалось сделать все, чтобы привлечь максимум клиентов и вкладчиков именно в Сбербанк. В частности, Сбербанк предоставляет возможность оперативного резервирования банковских счетов в режиме онлайн на сайте банке еще до их открытия, чем несомненно могли воспользоваться все желающие, в том числе несчастные клиенты закрытых банков.

Тем не менее, получение "рекордной прибыли" Сбербанком может являться примером искусственного ограничения конкуренции с целью монополизации источников получения дохода.

Нам остается порадоваться за частных акционеров Сбербанка и за государство, являющегося крупнейшим акционером, так как по итогам года они могут получить солидные дивиденды по результатам распределения "рекордной прибыли" к законному присвоению .