01-11-2016

О принципиальном изменении системы расчетов за товары и услуги


Внимательное и тщательное ознакомление с новой редакцией федеральных законов, вступившими в силу с 15.07.2016 года, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся за десятилетие система расчетов за товары и услуги была подвергнута принципиальному правовому изменению.


    Речь идет о федеральном законе № 290-ФЗ от 03.07.2016 года, которым внесены существенные поправки в федеральные законы:
  • № 54-ФЗ от 22.05.2003 года
    (о применении ККТ при расчетах за товары и услуги)
  • № 161-ФЗ от 27.06.2011 года
    (о национальной платежной системе)
  • № 103-ФЗ от 03.06.2009 года
    (о приеме платежей платежными агентами)

Электронные средства платежа вместо платежных карт

Базовый закон № 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" переименован.

Вместо "платежных карт" теперь используется новое понятие - "электронные средства платежа".

Что меняется?

Меняется принципиальный правовой подход.

Если раньше сфера применения контрольно-кассовой техники ограничивалась способом расчетов за товары и услуги, т.е. тем, в какой форме производятся расчеты за наличный или безналичный расчет, то теперь сфера применения ККТ существенно расширена и речь идет не способе расчетов, а о субъектах расчетов.

То есть, все расчеты с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, за товары и услуги, за исключением банковского перевода, должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники нового поколения.

ККМ для всех

При этом не важно, каким именно способом производится расчет: наличными ли деньгами, электронными ли деньгами, банковскими картами и так далее.

Электронные средства платежа — это расчеты без прямого взаимодействия продавца и покупателя, т.е. без предъявления платежного средства, которое возможно при дистанционном взаимодействии с помощью интернета и платежных систем.

А главное — ККТ теперь обязательно нужно применять даже при безналичных расчетах, в том числе через электронные платежные системы с помощью сети интернета.


Для электронной торговли предусмотрена своя специфика: если продавец использует исключительно электронные средства платежа, он может пользоваться специальной ККТ только для электронной торговли.

(Отличие такой ККТ от обычной в отсутствии функции печати чека. Да и зачем он нужен при интернет-расчетах? Квитанция об оплате отправляется покупателю письмом на электронную почту или сообщением на мобильный телефон.)


Таким образом, сфера применения ККТ охватывает, за очень редким исключением, все виды расчетов за товары и услуги с физическими лицами.

Вне сферы применения ККТ остаются лишь банковские переводы между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также исключения, поименованные в законе, для отдельных видов продаж (прием стеклопосуды и утильсырья, ремонт и окраска обуви, вспашка огородов и распиловка дров, присмотр и уход за детьми и инвалидами, услуги носильщиков, продажи мороженого в киосках, продажа билетов в транспорте и т.д.).

Новое определение ККТ

Ранее контрольно-кассовой техникой признавались контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью.

Теперь под ККТ понимаются электронно-вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.

    ККТ нового поколения должна отвечать следующим требованиям:
  • иметь корпус;
  • иметь заводской номер, нанесенный на корпус;
  • иметь внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов;
  • осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в ККТ;
  • обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств;
  • обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении ККТ содержать фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
  • исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
  • обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора);
  • обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети интернет;
  • обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20×20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности;
  • принимать от технических средств оператора фискальных данных подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;
  • информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе ККТ;
  • обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время
  • обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса ККТ, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением ККТ, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети интернет, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме;
  • исполнять протоколы информационного обмена.
  • При этом в ККТ, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети интернет устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.

Тем, кто использует ККМ в настоящее время инновационные кассы нужно приобрести, зарегистрировать и установить к 01.07.2017 года.

Тем, кто не использует ККМ в настоящее время в связи с применением ЕНВД или патента, приобрести, зарегистрировать и установить инновационные кассы нужно к 01.07.2018 году.


    Представляем вашему вниманию ответы на самые распространённые вопросы, касательно новых правил применения ККТ:
  1. Нужен ли кассовый аппарат при упрощённой системе налогообложения?
    Да, кассовый аппарат при УСН нужен.
  2. Нужен ли кассовый аппарат для интернет-магазина при использовании безналичного расчёта?
    При оплате картой непосредственно на сайте кассовый аппарат нужен.
    А вот при получении банковского перевода на расчетный счет кассовый аппарат не нужен
    .
  3. Нужен ли кассовый аппарат ИП или ООО?
    Организационно-правовая форма бизнеса не влияет на использование ККТ. Ключевыми факторами являются вид и место деятельности, форма налогообложения.

Ссылки на источники информации и документы:





ИНФОРМИРОВАНИЕ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с микропредпринимательской деятельностью ИП и микроорганизаций.

Публикации составляются на основе подборки и обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации зарегистрированных СМИ делового характера и справочно-правовых систем в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей посетителей этого сайта в получении дополнительной специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере микропредпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Новые публикации на сайте
Об отчете в центр занятости населения о работниках предпенсионного возраста
О банковских счетах для микропредприятий
Об ответственности работодателя в связи с повышением пенсионного возраста
О Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС)
О раскрытии отчетных данных налогоплательщиков - юридических лиц на сайте ФНС России
О повторной подаче документов на регистрацию ИП и юрлиц без госпошлины
Об утверждении типовых уставов ООО
О штрафах от налоговой
Об отказах банков клиентам в банковском обслуживании за нарушения 115-ФЗ
О некорректных начислениях имущественных налогов физическим лицам
О сдаче отчетности при ликвидации ООО
Об использовании УПД (универсальный передаточный документ)
Об уменьшении ЕНВД только на уплаченные страховые взносы
Об уточнении условий применения онлайновых касс
О планах в отношение самозанятых
О физическом показателе численности работников на ЕНВД
О современных способах получения заказов для бизнеса
О поставках товаров под розничную реализацию
О законах, вступающих в силу в сентябре 2018 года
Об отпускных в 2018 году
+ Показать еще