О представлении федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов
Накануне, в пятницу, 18 ноября, в рамках парламентской процедуры обсуждения в первом чтении состоялось правительственное представление проекта и предварительное одобрение государственного бюджета РФ на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
- Федеральный государственный бюджет России — основной финансовый план доходов и расходов государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения федеральным собранием и подписания президентом в виде федерального закона.
Каждый гражданин страны уже может ознакомиться с параметрами будущего бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры в масштабе государства.
Параметры бюджета на 2017-2019 годы следующие:
Год | ДОХОДЫ трлн. руб. |
РАСХОДЫ трлн. руб. |
ДЕФИЦИТ трлн. руб. |
---|---|---|---|
2017 | 13.487 | 16.240 | 2.753 |
2018 | 14.028 | 16.039 | 2.011 |
2019 | 14.844 | 15.986 | 1.142 |
Для сравнения - параметры бюджета за 2 предыдущих года и за текущий год:
Год | ДОХОДЫ трлн. руб. |
РАСХОДЫ трлн. руб. |
ДЕФИЦИТ трлн. руб. |
---|---|---|---|
2016 | 13,739 | 16,099 | 2,360 |
2015 | 13,251 | 15,417 | 2,166 |
2014 | 14.497 | 14,832 | 3,347 |
По заявлению министра финансов, представлявшего бюджет, важнейшими источниками доходной части бюджета станут не нефтегазовые доходы, как раньше, а налоги с доходов и имущества физических и юридических лиц.
В частности, за счет улучшения администрирования налогов ожидается ежегодно привлекать в бюджет доходы в размере до 200 млрд. рублей.
Кроме того, в 2017 г. предусматривается увеличение акцизов на нефтепродукты на 2 рубля.
Непокрытые доходами расходы бюджета будут финансироваться за счет имеющихся резервов.
В частности, для финансирования возросшего дефицита бюджета правительство уже использовало 4,7 трлн рублей из Резервного фонда.
В конце текущего года остаток этого источника составит 1,1 трлн рублей, который будет использоваться в следующем году для финансирования дефицита бюджета.
Заявлено, что снижение дефицита федерального бюджета РФ в течение ближайших трех лет за счет сокращения расходной части - не самоцель, а основа для экономического роста.
По заведенной традиции прозвучали и ставшие ритуальными заверения правительства в том, что в бюджете, несмотря на все ограничения, в полном объеме предусмотрено выполнение социальных обязательств, предусмотрены индексация пенсий, пособий в соответствии с действующим законодательством. Учтены необходимые расходы на повышение заработных плат.
"Это вечные обязательства государства, и они под сомнение не ставятся".
Это правда, индексация пенсий и всех социальных пособий будет происходить с 2017 г. на величину фактической инфляции, т.е. на немного. Причем это будет происходить не 1 апреля, как раньше, а 1 февраля уже 2017 года. И такой принцип заложен на всю будущую трехлетку.
В частности, запланировано повышение МРОТ с нынешних 7500 рублей до 7800 рублей, на 300 рублей, т.е. не на много.
- Тем не менее, несмотря на сравнительно скромные параметры бюджета, в нем предусмотрено финансирование 11 приоритетных программ, среди которых:
- "Образование" - 42 млрд,
- "Международная кооперация и экспорт" - 41,1 млрд,
- "Безопасные и качественные дороги" - 30 млрд,
- "Экология" - 20,191 млрд рублей,
- "Ипотека и арендное жилье" - 20 млрд,
- "Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы" - 14,6 млрд,
- "ЖКХ и городская среда" - 10 млрд,
- "Комплексное развитие моногородов" - 6,5 млрд,
- "Здравоохранение" - 3,839 млрд руб.
В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель все-таки не является катастрофичным.
По структуре расходов, принципам и приоритетам этот бюджет мало отличается от предыдущего.
Наиболее острой проблемой руководителем Счетной плалаты России, выступившей перед депутатами, названа нехватка бюджетных средств на модернизацию материально-технической базы национальной экономики: инфраструктура, технологии, оборудование - устарели, износ основных фондов превысил 50%.
Лишь для того, чтобы остановить процесс стремительного ветшания промышленной, транспортной и другой инфраструктуры нужны инвестиции в размере 4 триллиона рублей в год.
И это только минимальный объем средств, чтобы остановить негативную тенденцию, без которого мы не можем говорить о модернизации экономики.
При этом в федеральном бюджете на трехлетний период и прогнозе социально-экономического развития России до 2034 года в принципе "отсутствует системный подход к проблеме износа основных фондов, восстановления материально-технической базы", хотя "это приоритет номер один для восстановления экономики".
При нынешнем уровне износа основных фондов увеличить производительность труда в российской промышленности не реально, что обещает нам всем стагнацию и застой. Из-за отсутствия необходимых капиталовложений придется смиренно наблюдать за ветшанием производственной и социальной инфраструктуры, выходом из строя технологического оборудования.
По мнению министра финансов РФ, необходимым условием для восстановления инвестиционной активности является предсказуемость и стабильность условий ведения бизнеса, а именно бюджетная политика отвечает за формирование таких стабильных и предсказуемых экономических и налоговых условий.
Новое макроэкономическое равновесие, на которое мы нацеливаем нашу политику, должно характеризоваться низкой и стабильной инфляцией, низкими долгосрочными процентными ставками, устойчивым реальным эффективным курсом национальной валюты, устойчивыми показателями рентабельности и конкурентоспособности бизнеса, а также стабильными налоговыми условиями.
О хорошем. Уже не первый год наша страна входит в десятку лучших в рейтинге прозрачности бюджетов, составляемых Международным бюджетным партнерством.
Электронный бюджет и публикация открытых данных усиливают роль общественных организаций как драйверов прозрачности и подконтрольности бюджета.
Исследования, проведенные при поддержке Открытого правительства, показали, что гражданам интересны не только данные о доходах и расходах бюджета, но и внебюджетных фондов (Пенсионный фонд и другие), характеристики пенсионной системы. Работа по формированию принципов прозрачности бюджета начинается не с нуля. Уже реализован проект электронного бюджета.
Работа по улучшению показателей ведется по нескольким направлениям. В частности, в бюджетный процесс внедряется такое понятие как обоснование бюджетных ассигнований. Амбициозная задача – продвинуться в международном рейтинге открытости и прозрачности, чтобы занять одни из ппервых позиций.