24-11-2016

О получении необоснованной налоговой выгоды


Самой распространенной претензией при проведении налоговых проверок является получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды с участием однодневок.


  • Под необоснованной налоговой выгодой понимается злоупотребление налогоплательщиком правом в сфере налоговых отношений, а именно правом уменьшения налогооблагаемой базы.

    Необоснованная налоговая выгода влечет неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде исключения расходов из расчета налоговых платежей и, соответственно, увеличения сумм налога, начисления штрафов и пени.

Что это означает на практике? Возьмем, к примеру, НДС со ставкой 18 процентов. Мечта налоговых органов заключается в том, чтобы налогоплательщики платили этот налог с выручки, то есть направляли бы в бюджет указанный процент от всех поступивших средств. Любое уменьшение НДС по разным основаниям (применение вычетов, льгот, пониженных ставок), не говоря уже об оптимизации или возмещении из бюджета, является налоговой выгодой.

Или единый налог УСН с выбранным объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы". Любое уменьшение доходов на произведенные расходы можно рассматривать с подозрением на получение необоснованной налоговой выгоды.

Практика выездных налоговых проверок показывает, что налоговые инспекторы делают ставку на исключение тех или иных расходов, определяющих конечную налогооблагаему базу, под предлогом сотрудничества налогоплательщика с фирмами-однодневками с тем, чтобы доначислить налоги и пени.

Арбитражная практика по спорам налогоплательщиков с налоговыми органами из-за признания фактов получения необоснованной налоговой выгоды неоднозначна: в одних случаях суды поддерживают налогоплательщика, в других - встают на сторону налоговых органов.

Впервые Высший арбитражный суд РФ разъяснил понятие необоснованной налоговой выгоды в далеком 2006 году. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года, № 53 ориентирует арбитражные суды оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных норм закона, а не только на концепции презумции недобросовестности налогоплательщика.

    Для налогоплательщиков важно знать, какие общие понятия, разъясненные в постановлении № 53, помогут выстроить надежную защиту от обвинений налоговых инспекторов в связях с однодневками.
    В частности:
  1. Претензии к налогоплательщику должны быть направлены на пресечение случаев получения именно необоснованной налоговой выгоды. (Само по себе понятие «налоговая выгода» не несет негативного содержания).
  2. В спорах об однодневках действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Помимо того, что обязанность доказывания лежит на налоговом органе, предмет доказывания – это состав конкретного налогового правонарушения, а не недобросовестность налогоплательщика.
  3. Налоговые и юридические последствия сделки. Налоговые последствия зависят только от экономических последствий фактических действий налогоплательщика.
  4. Отсутствие деловой цели нужно обосновать в суде документально. При этом сама по себе деловая цель не должна препятствовать совершению налогоплательщиком таких действий, которые налоговое законодательство прямо предусматривает в качестве основания получения налоговой выгоды. (Например, право налогоплательщика отказаться от применения общего режима налогообложения и перейти на «упрощенку»).
  5. Нарушение налоговых обязанностей контрагентом налогоплательщика не может являться единственным основанием для обвинений налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды.

Попробуем представить себя на месте нормального налогового инспектора. Что потребуется ему, чтобы уличить нас, налогоплательщиков, в беспорядочных связях с фирмой-однодневкой?

Во-первых - подозрение. Подозрение может возникнуть на счет необоснованности тех или иных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Такое подозрение может быть вызвано тем, что либо стоимость товаров и услуг завышена, либо в них не было необходимости (как правило, это относится к услугам, так как покупка товаров сама по себе ни о чем не говорит до тех пор, пока эти товары не будут проданы и только в этом случае может возникнуть подозрение, что себестоимость проданных товаров, к примеру, несоразмерно высокая по сравнению с аналогами).

Во-вторых - удостовериться. Удостовериться в нашем контрагенте, в пользу которого мы производили платежи, приобретая проданные товары и потребленные услуги.

Именно поэтому так часто при выездных проверках налоговые инспекторы так много делают запросов о встречной проверке контрагентов проверяемого налогоплательщика, требуя от них предоставления всех документов, связанных с проверяемым в надежде обнаружить нестыковки, на основании которых обосновать обвинение в получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, доначислить налоги и пени.

Таким образом, на месте налогового инспектора мы можем действовать проще. Нам даже не нужно анализировать сами расходы, а нужно просто по банковским выпискам определить круг получателей от проверяемого налогоплательщика и шерстить их, обременяя запросами на предоставление документов по операциям 2-3 летней давности. Авось, что и всплывет.

И вот когда всплывет, например, когда один контрагент, скажем, ИП - закрылся, другой - что-то не представил или представил, но не все и так далее и тому подобное, можно уже проанализировать и расходы и выйти, как говорится, на получение премии по итогам успешно проведенной налоговой проверки.

    Отсюда следуют два вывода:
  1. все наши расходы должны быть обоснованы;
  2. все документы, подтверждающие расходы, должны быть в наличии и подписаны надлежащим и тщательным образом уполномоченными представителями двух сторон сделки. Помнить, если документы (накладная, акт, УПД) подписывает не руководитель контрагента, к подписываемым документам должна быть приложена доверенность на уполномоченное лицо от контрагента.

P.S. Переход на электронный документооборот с контрагентами с использование электронных подписей законных и уполномоченных представителей наших контрагентов позволяет снять все сомнения в документальном подтверждении совершаемых нами фактов хозяйственной жизни.


Ссылки на источники информации и документы:




ИНФОРМИРОВАНИЕ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с микропредпринимательской деятельностью ИП и микроорганизаций.

Публикации составляются на основе подборки и обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации зарегистрированных СМИ делового характера и справочно-правовых систем в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей посетителей этого сайта в получении дополнительной специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере микропредпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Новые публикации на сайте
Об отражении в учете микропредприятий операций участия в госзакупках
О доказывании налоговым органом фиктивного документооборота с микропредприятием
О банках, испытывающих сложности
О неиспользованных отпусках
О получении и обработке больничных листов в электронном виде
О приеме или переводе на работу на полставки
О последствиях выставления счета-фактуры на упрощенном режиме налогообложения
Об опасности оформления бизнеса на равных
О взыскании налоговой задолженности
О вариантах передачи кассового чека покупателю при безналичных расчетах
О предпочтении уплатить больше налог на прибыль, чем увеличить расходы на оплату труда
О восстановлении бухгалтерского учета в организациях-микропредприятиях
О получении справки по форме 2-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика
О предоставлении документов и сведений по встречной проверке контрагентов
О возможности перевода заключения трудовых договоров на принцип смарт-контрактов
Об отчете в центр занятости населения о работниках предпенсионного возраста
О банковских счетах для микропредприятий
Об ответственности работодателя в связи с повышением пенсионного возраста
О Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС)
О раскрытии отчетных данных налогоплательщиков - юридических лиц на сайте ФНС России
+ Показать еще