13-12-2016

Об ограничении возможностей злоупотребления внеплановыми проверками со стороны Роспотребнадзора


Федеральная служба России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбенадзор) сообщает о новых требованиях к обращениям потребителей в службу с 2017 года.


На законодательном уровне принято решение ограничить "потребительский экстремизм" и возможности Роспотребнадзора на проведение внеплановых проверок розничного бизнеса, в том числе по анонимным жалобам.

    С 2017 года устанавливается следующий порядок рассмотрения Роспотребнадзором жалоб потребителей:
  1. сначала недовольный покупатель должен обратиться со своими претензиями непосредственно к продавцу (торговой организации или ИП) и этот факт обращения должен быть документально подтвержден;
  2. если продавец отказывается удовлетворить претензии покупателя или вовсе не реагирует на обращение покупателя, покупатель вправе обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на продавца при наличии документального подтверждения предварительного обращения к продавцу.

То есть вводится обязательный предварительный претензионный порядок разрешения споров, связанных с соблюдением прав потребителей.

Более того, не допускается к рассмотрению должностными лицами Роспотребнадзора анонимных обращений.

Если же речь идет об угрозе причинения вреда здоровью и самой жизни потребителей или о фактах причиненного вреда, то внеплановая проверка Роспотребнадзором будет проведена, но только по согласованию с прокуратурой.

Одновременно представители Роспотребнадзора заявляют о расширении практики так называемых "бесконтактных проверок" бизнеса, а именно о проведении контрольных закупок с применением фото- и видеофиксации.

Максимальный штраф за обнаруженные нарушения может составить 50 тысяч рублей.

  • Роспотребнадзор является одним из ведущих государственных контролирующих органов.

    Роспотребнадзор правомочен проверять документы об образовании, трудовые договоры и медицинские книжки работников, наличие заключений пожарной и санитарно-эпидемиологической службы, проверять работу контрольно-кассовых машин и проводить контрольную закупку товара, давать правовую оценку сертификатам, лицензиям и акцизным маркам на товарах, выдавать предписания об устранении ранее обнаруженных нарушений, составлять протоколы и налагать штрафы за правонарушения в рамках своей компетенции.

    О начале деятельности в сфере розничной торговли субъектам предпринимательской деятельности (организациям и ИП) надлежит уведомлять Роспотребнадзор заблаговременно.

Очевидно, что изменения, принятые в федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нормализует ситуацию и предполагают цивилизованный и оправданный способ разрешения споров, связанных с реализацией прав потребителей.

Предположим, мы купили, к примеру, утюг, а он сломался на второй день. Понятное дело, мы идем с этим утюгом к продавцу у которого его купили и предъявляем претензию и требуем замены или возврата денежных средств от продавца.

Мы же не идем сразу в Роспотребнадзор с жалобой на продавца, что он такой-сякой, продал нам заведомо бракованный утюг и его нужно срочно внепланово проверить. Это было бы каким-то извращением.

Но все дело в том, что поводом к нормализации ситуации на законодательном уровне послужили частые случаи обращений покупателей, причем анонимных, сразу в Роспотребнадзор. И по анонимным жалобам организовывались проверки. Очевидно, что в такой ситуации потенциальных возможностей для злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующего органа в отношение представителей бизнеса может быть масса.


Теперь представим, что при личном обращении к продавцу нас не хотят слушать, говорят, что это мы сами сломали товар или не умеем пользоваться, короче не меняют товар и не возвращают деньги, может быть даже хамят или демонстративно игнорируют. Такие ситуации все-таки редко встречаются, но встречаются. Тем более, что ситуация с конкуренцией сейчас стала не очень развитая, что может располагать продавца к игнору требований покупателя.

Как быть покупателю? Очевидно, что покупателю придется обращаться в такой ситуации на почту, чтобы отправить письмо продавцу. И не просто письмо, а заказное письмо с уведомлением о получении или с описью вложения.

Ведь нам необходимо иметь документальное подтверждение нашего обращения к продавцу. Такое подтверждение нам может выдать только "Почта России".

Наше письмо с письменной претензией и сканер-копией чека мы отправляем на юридический адрес продавца, если продавец организация или на адрес по месту жительства, если продавец - индивидуальный предприниматель.

Узнать юридический адрес организации-продавца можно за своим компьютером, воспользовавашись сервисом получения выписки из ЕГРЮЛ на сайте ФНС России. Нам для этого потребуется знать только ИНН продавца, который есть на чеке, подтверждающим нашу покупку и доступ к интернету.

С адресом ИП сложнее. Электронная выписка из ЕГРИП не дает сведений о месте проживания ИП, нам придется заказывать выписку непосредственно в налоговом органе.

Если на наше письмо в течение продолжительного времени нет ни ответа, ни привета, мы можем смело обращаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей или в суд. Кроме того, можно обратиться даже в налоговую с заявлением об отсутствии организации или ИП по адресу налогового учета. В отличие от Роспотребнадзора, у налоговой инспекции нет ограничений по проведению проверок, в том числе о месте нахождения налогоплательщика. Основание - отсутствие реагирования на наше обращение, которое может быть связано с отсутствием по юридическому адресу.

Если же на наш почтовый адрес поступило ответное письмо от продавца, то наши дальнейшие действия будут связаны с положительным или отрицательным содержанием этого письма.


Если же мы сами являемся розничным продавцом товаров, то нам, а особенно нашим работникам не следует доводить ситуацию с покупателем до почтовой переписки, по возможности следует ее разрешить сразу, на месте.

Но если мы все же получим письмо от недовольного покупателя, то нам следует поторопиться со своевременным и юридически грамотным ответом, основанном на законе, особенно если мы не собираемся удовлетворять претензии покупателя.

ИНФОРМИРОВАНИЕ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с микропредпринимательской деятельностью ИП и микроорганизаций.

Публикации составляются на основе подборки и обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации зарегистрированных СМИ делового характера и справочно-правовых систем в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей посетителей этого сайта в получении дополнительной специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере микропредпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Новые публикации на сайте
Об уточнении реквизитов платежного документа на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа
Об ограничении размера пени суммой недомки по налогу, сбору или страховому взносу
О надзорных каникулах для малого и микробизнеса в 2019-2020 гг.
О застрахованности средств организаций малого и микробизнеса в банках
О налогообложении движимого и недвижимого имущества организаций с 2019 года
О Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) и обязательной регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС)
О производственном календаре на 2019 год
О вступлении в силу пенсионных изменений
О переходе на новую ставку НДС
Об электронном сервисе ФНС России "Прозрачный бизнес"
О смене системы налогообложения для микропредприятий
О завершении переходного периода для проведения спецоценки условий труда работников
О расходах на создание и продвижение веб-сайта
О корпоративных банковских картах для работников
О проведении годовой инвентаризации в организациях-микропредприятиях
О стоимости патента для ИП и выплатах по нему
О прямых и косвенных расходах по налогу на прибыль
О фактическом снятии режима налоговой тайны с налогоплательщиков-юридических лиц с 1 декабря 2018 года
О составлении кассовых ордеров при использовании онлайновых касс
О контрольной закупке как способе государственного контроля
+ Показать еще