13-12-2016

Об ограничении возможностей злоупотребления внеплановыми проверками со стороны Роспотребнадзора


Федеральная служба России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбенадзор) сообщает о новых требованиях к обращениям потребителей в службу с 2017 года.


На законодательном уровне принято решение ограничить "потребительский экстремизм" и возможности Роспотребнадзора на проведение внеплановых проверок розничного бизнеса, в том числе по анонимным жалобам.

    С 2017 года устанавливается следующий порядок рассмотрения Роспотребнадзором жалоб потребителей:
  1. сначала недовольный покупатель должен обратиться со своими претензиями непосредственно к продавцу (торговой организации или ИП) и этот факт обращения должен быть документально подтвержден;
  2. если продавец отказывается удовлетворить претензии покупателя или вовсе не реагирует на обращение покупателя, покупатель вправе обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на продавца при наличии документального подтверждения предварительного обращения к продавцу.

То есть вводится обязательный предварительный претензионный порядок разрешения споров, связанных с соблюдением прав потребителей.

Более того, не допускается к рассмотрению должностными лицами Роспотребнадзора анонимных обращений.

Если же речь идет об угрозе причинения вреда здоровью и самой жизни потребителей или о фактах причиненного вреда, то внеплановая проверка Роспотребнадзором будет проведена, но только по согласованию с прокуратурой.

Одновременно представители Роспотребнадзора заявляют о расширении практики так называемых "бесконтактных проверок" бизнеса, а именно о проведении контрольных закупок с применением фото- и видеофиксации.

Максимальный штраф за обнаруженные нарушения может составить 50 тысяч рублей.

  • Роспотребнадзор является одним из ведущих государственных контролирующих органов.

    Роспотребнадзор правомочен проверять документы об образовании, трудовые договоры и медицинские книжки работников, наличие заключений пожарной и санитарно-эпидемиологической службы, проверять работу контрольно-кассовых машин и проводить контрольную закупку товара, давать правовую оценку сертификатам, лицензиям и акцизным маркам на товарах, выдавать предписания об устранении ранее обнаруженных нарушений, составлять протоколы и налагать штрафы за правонарушения в рамках своей компетенции.

    О начале деятельности в сфере розничной торговли субъектам предпринимательской деятельности (организациям и ИП) надлежит уведомлять Роспотребнадзор заблаговременно.

Очевидно, что изменения, принятые в федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нормализует ситуацию и предполагают цивилизованный и оправданный способ разрешения споров, связанных с реализацией прав потребителей.

Предположим, мы купили, к примеру, утюг, а он сломался на второй день. Понятное дело, мы идем с этим утюгом к продавцу у которого его купили и предъявляем претензию и требуем замены или возврата денежных средств от продавца.

Мы же не идем сразу в Роспотребнадзор с жалобой на продавца, что он такой-сякой, продал нам заведомо бракованный утюг и его нужно срочно внепланово проверить. Это было бы каким-то извращением.

Но все дело в том, что поводом к нормализации ситуации на законодательном уровне послужили частые случаи обращений покупателей, причем анонимных, сразу в Роспотребнадзор. И по анонимным жалобам организовывались проверки. Очевидно, что в такой ситуации потенциальных возможностей для злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующего органа в отношение представителей бизнеса может быть масса.


Теперь представим, что при личном обращении к продавцу нас не хотят слушать, говорят, что это мы сами сломали товар или не умеем пользоваться, короче не меняют товар и не возвращают деньги, может быть даже хамят или демонстративно игнорируют. Такие ситуации все-таки редко встречаются, но встречаются. Тем более, что ситуация с конкуренцией сейчас стала не очень развитая, что может располагать продавца к игнору требований покупателя.

Как быть покупателю? Очевидно, что покупателю придется обращаться в такой ситуации на почту, чтобы отправить письмо продавцу. И не просто письмо, а заказное письмо с уведомлением о получении или с описью вложения.

Ведь нам необходимо иметь документальное подтверждение нашего обращения к продавцу. Такое подтверждение нам может выдать только "Почта России".

Наше письмо с письменной претензией и сканер-копией чека мы отправляем на юридический адрес продавца, если продавец организация или на адрес по месту жительства, если продавец - индивидуальный предприниматель.

Узнать юридический адрес организации-продавца можно за своим компьютером, воспользовавашись сервисом получения выписки из ЕГРЮЛ на сайте ФНС России. Нам для этого потребуется знать только ИНН продавца, который есть на чеке, подтверждающим нашу покупку и доступ к интернету.

С адресом ИП сложнее. Электронная выписка из ЕГРИП не дает сведений о месте проживания ИП, нам придется заказывать выписку непосредственно в налоговом органе.

Если на наше письмо в течение продолжительного времени нет ни ответа, ни привета, мы можем смело обращаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей или в суд. Кроме того, можно обратиться даже в налоговую с заявлением об отсутствии организации или ИП по адресу налогового учета. В отличие от Роспотребнадзора, у налоговой инспекции нет ограничений по проведению проверок, в том числе о месте нахождения налогоплательщика. Основание - отсутствие реагирования на наше обращение, которое может быть связано с отсутствием по юридическому адресу.

Если же на наш почтовый адрес поступило ответное письмо от продавца, то наши дальнейшие действия будут связаны с положительным или отрицательным содержанием этого письма.


Если же мы сами являемся розничным продавцом товаров, то нам, а особенно нашим работникам не следует доводить ситуацию с покупателем до почтовой переписки, по возможности следует ее разрешить сразу, на месте.

Но если мы все же получим письмо от недовольного покупателя, то нам следует поторопиться со своевременным и юридически грамотным ответом, основанном на законе, особенно если мы не собираемся удовлетворять претензии покупателя.

ИНФОРМИРОВАНИЕ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с микропредпринимательской деятельностью ИП и микроорганизаций.

Публикации составляются на основе подборки и обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации зарегистрированных СМИ делового характера и справочно-правовых систем в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей посетителей этого сайта в получении дополнительной специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере микропредпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Новые публикации на сайте
Об "отпускном стаже" работника
Об ограничении предельного долга и максимальной ставки по потребительским кредитам и займам
О размещении объявлений о приеме на работу в сети интернет
О действиях работодателей в связи с прямыми выплатами из ФСС РФ по страховым случаям
О выборе носителя электронной подписи
О размерах детских пособий с 1 июля 2019 года
Об альтернативе установлению онлайновой кассы для микробизнеса
О выборе аппарата онлайновой кассы
О маркировке товаров
Об ответственности бухгалтера
Об уплате страховых взносов ИП за себя в размере 1% с дохода свыше 300 тысяч рублей
О квалификации деятельности физлиц, не зарегистрированных как ИП, в качестве предпринимательской
О случаях предоставления двойного стандартного вычета на детей по НДФЛ
О проверке статуса самозанятых
О благотворительных взносах (пожертвованиях)
О расшифровке обязательных реквизитов кассового чека
О повсеместном переходе на расчеты с покупателями - физическими лицами через онлайновые кассы с 1 июля 2019 года
Об оперативном отслеживании изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП
О счет-фактуре при возврате товара
Об отказе налоговых органов в приеме налоговой отчетности по ТКС
+ Показать еще