03-04-2017

О вызове на допрос в налоговую руководителей организаций-микропредприятий


С марта этого года налоговые инспекции Воронежа активизировали работу по выявлению фирм-однодневок и подставных лиц среди руководителей коммерческих организаций. Многие руководители организаций-микропредприятий получили повестки о вызове в налоговый орган на допрос в качестве свидетелей.


Повестки налогового органа доставляются руководителям почтовыми курьерами на юридический адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ.

Повестки рассылаются на имя руководителя организации, указанного в ЕГРЮЛ.

Не игнорируйте вызов на допрос в налоговую инспекцию!

Содержание повестки о вызове руководителя в качестве свидетеля шаблонное: "Гражданин такой-то, являющийся руководителем организации такой-то, ИНН такой-то, при проведении мероприятий налогового контроля возникла необходимость в получении свидетельских показаний и в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ Вам надлежит прибыть для допроса в качестве свидетеля к такому-то часу такой-то даты по такому-то адресу, в такой-то кабинет, к такому-то инспектору. При себе иметь настоящую повестку, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 128 Налогового кодекса РФ. "

Повестка о вызове свидетеля в налоговый орган

К повестке может быть приложен список вопросов, интересующих инспектора либо без таковых.

Повестка подписывается, как правило, заместителем руководителя территориального налогового органа по месту учета налогоплательщика, а оформляется исполнителем - ответственным должностным лицом налогового органа - налоговым инспектором. ФИО и служебный телефон исполнителя указывается в левом нижнем углу повестки.

Вот к этому исполнителю надлежит явиться руководителю коммерческой организации в назначенный день и час.

Справедливости ради нужно сказать, что если руководитель по тем или иным причинам не может явиться в назначенный день и час, он может согласовать с инспектором по телефону другой, удобный для себя, день и час своего визита к инспектору в ближайшее время.

Большинство инспекторов отвечают по телефону очень вежливо в соответствии с регламентом и утвержденной служебной этикой, свидетеля не запугивают и не кошмарят, сразу соглашаются на удобное для него время.

Если к повестке приложены вопросы (список вопросов), ответы на которые инспектор ожидает услушать от свидетеля, то есть смысл предварительно отправить по этим вопросам пояснительную записку по ТКС и/или захватить ее с собой на встречу с инспектором. В последнем случае пояснительную записку следует распечатать в двух экземплярах: для инспектора и для себя, чтобы один экземпляр оставить инспектору, а второй - с отметкой инспектора - забрать с собой.

Таким образом, у инспектора будет, что "подшить" к показателям своей работы, а у свидетеля будет документальное подтверждение исполнения возложенной на него обязанности по явке.

    ➨ Здесь нужно понимать вот что. В рамках массовой проверки подлинности руководителей и реального существования фирм по месту государственной регистрации в связи с общей кампанией по зачистке ЕГРЮЛ, начавшейся с конца 2015 года и докатившейся теперь до Воронежа, важно во избежание подозрений и каких-либо недоразумений:
  1. чтобы повестка была вручена желательно самому руководителю по юридическому адресу организации (под роспись) или хотя бы какому-то дежурному сотруднику в офисе, а не оставлена в почтовом ящике, на рецепшине и так далее;
  2. понимать, что руководителю лучше явиться к инспектору лично, с паспортом, в любом случае.
    Вопросы, которые предлагаются руководителю, могут быть следующими (они могут быть немножко по разному сформулированы в разных инспекциях, в зависимости от интеллектуальных способностей специалистов налогового органа, но смысл примерно одинаков):
  1. ► Подтверждаете ли Вы руководство (учредительство) организации?
  2. ► По какому адресу зарегистрирована организация? По какому адресу организация находится фактически?
  3. ► Назовите (укажите) способы оперативной связи с организацией (контактные телефоны, адрес электронной почты)
  4. ► Причастен ли руководитель организации к подписанию отчетности?
  5. ► Причастен ли руководитель организации к получению сертификатов ключей электронной подписи для обеспечения представления отчетности?
  6. ► Причастен ли руководитель к открытию банковских счетов в банках, к получению электронных возможностей для совершения операций по системе «Клиент-Банк» (e’bank), к проведению расчетно- платежных операций по банковским счетам?
  7. ► Назовите (укажите) информацию о лицах, имеющих право распоряжаться банковскими счетами, а также IP-адрес, с которого осуществляется доступ к системе «Клиент-Банк» (e’bank) и телефонный номер, использующийся для соединения с системой.

Только утвердительные ответы

Если руководитель реально осуществляет руководство организацией-микропредприятием, является при этом одновременно единственным учредителем (или одним из соучредителей), что распространено среди микропредприятий, а не из налоговой повестки вдруг узнает, что он чем-то руководит (такие случаи, к сожалению, есть, когда без ведома человека его регистрируют учредителем и/или руководителем и это нужно периодически проверять), то на 1, 4 и 6 вопросы следует отвечать утвердительно.

К утвердительному ответу можно добавить небольшие пояснения, раскрывающие некоторые особенности (например, одновременное руководство и учредительство, подписание отчетности, подготовленной самостоятельно или бухгалтером или подписание и представление отчетности через уполномоченное лицо (физическое или юридическое) по доверенности (по договору поручения) и так далее.

Ответ на второй вопрос - чрезвычайно важный!

Юридический адрес организации должен совпадать с фактическим местом нахождения. По этому адресу осуществляется почтовая связь с контролирующим органом и возможность доступа должностных лиц многочисленных контролирующих органов к проверке на месте.

Нереагирование на почтовую корреспонденцию налогового органа, пришедшую на юридический адрес организации вследствии отсутствия, например, организации по этому адресу, может привести к серьезным неприятностям (блокирование банковских счетов, обвинения в предоставлении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, вплоть до уголовной ответственности).

Поэтому в ответе на второй вопрос следует указывать адрес, точно совпадающий с адресом, зарегистрированном по нашей фирме в ЕГРЮЛ (если, конечно, мы имеем доступ в помещение по указанному адресу).

Бывает, что организация в пределах города имеет в собственности или арендует несколько помещений различного назначения (для розничной торговли, общепита, производственной деятельности и так далее). И в этом случае мы указываем только один адрес - юридический и только его (по иным адресам мы можем быть зарегистрированы в качестве плательщика ЕНВД, другие обособленные подразделения, но юридический адрес всегда один).

Если юридический адрес организации зарегистрирован по месту жительства руководителя, т.е. в квартире, то достаточно просто его подтвердить. Подтвердить можно пропиской в паспорте руководителя.

А вот если юридический адрес зарегистрирован по месту арендуемого помещения или принадлежащего организации на праве собственности, то необходимо подтвердить свое местонахождение по этому адресу заверенными копиями дополнительных документов (договор аренды, свидетельство о праве, выписка ЕГРН и т.п.).

Для арендуемого помещения также потребуется платежный документ, свидетельствующий о последней уплате арендной платы, особенно если наш офис находится по месту "массовой регистрации", т.е., например, в деловом бизнес-центре, где кроме нас, еще куча организаций обретается.

Ответ на третий вопрос - не должен вызвать затруднений

Назвать актуальные номера стационарного, мобильного телефонов, факса, адрес электронной почты не составит, пожалуй, никакого труда. И это, кстати, в наших интересах.

Пятый вопрос - вызывает затруднения при ответах

Действительно, не все понимают о чем идет речь, несмотря на то, что приобретение и использование электронной подписи как для личных, так и для корпоративных целей стало давно распространенным явлением.

    Электронная подпись нам нужна для личных нужд, например, для посещения сайта госуслуг или для входа в личный кабинет налогоплательщика-физического лица, а также для корпоративных нужд организации:
  • для подписания и отправки платежей с расчетного счета;
  • для подписания и представления отчетности;
  • для участия в электронных торгах;
  • для торговли алкоголем и пивом;
  • и так далее.

Сами e-подписи различаются не только по типу носителей (на обычной флешке, на рутокене, локального хранения на компьютере), но и по функционалу (простая, неквалифицированная, квалифицированная).

Электронные подписи выдаются только в удостоверяющих центрах, аккредитованных при министерстве связи и массовых коммуникаций, при этом банки, что интересно, выдают нам электронные подписи вообще какие-то свои - ими ничего, кроме платежа в конкретном банке, нельзя подвердить.

Руководители организаций сами, бывает, не заморачиваются получением электронных подписей, часто они уполномачивают на это своих доверенных лиц, а потому даже не помнят какие подписи, куда и зачем они приобретали.

Но отвечая на вопрос, причастны ли они к получению электронной подписи для подписания налоговой отчетности, следует подтвердить свою причастность к получению электронной подписи за исключением случаев, когда такая подпись не приобреталась (например в случае, если представление отчетности по ТКС осуществляется уполномоченным лицом на основании доверенности).

Тем более, что удостоверяющие центры не выдают электронную подпись без идентификации личности лица на имя которого эта подпись выдается.

Напомним, что для подписания налоговой отчетности не требуется усиленная квалифицированная подпись.

Отказ от признания причастности руководителя к получению электронной подписи может поставить под сомнение всю уже сданную отчетность, как не сданную, со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для организации.

Шестой вопрос - похож на пятый

Открыть банковский счет на имя организации может только ее руководитель. (Если банковский счет открыт не руководителем или, что еще хуже, руководитель вообще не знает об открытии счета, то это дело уже пахнет криминалом.)

Поэтому, отвечая на шестой вопрос, руководитель организации полностью подтверждает свою причастность к открытию банковского счета (банковских счетов), за исключением случаев, когда по каким-то причинам банковские счета им вообще не открывались на организацию.

Ответ на седьмой вопрос - это вопрос второй подписи

Как известно, в бюджетных учреждениях и унитарных предприятиях исполнение банковских платежей возможно только при наличии двух подписей - руководителя и главного бухгалтера.

Для коммерческих организаций, тем более для организаций-микропредприятий, для отправки платежки на исполнение в банк достаточно одной подписи руководителя.

Поэтому, отвечая на седьмой вопрос, руководитель организации сообщает информацию о себе о том, что он единолично распоряжается банковскими счетами организации.

Если к формированию исходящих платежных поручений причастны другие лица, но без права подписи, сообщать о них налоговому инспектору не имеет смысла.

Если банк запрашивает подтверждение на исполнение платежа одноразовым смс-кодом на мобильный телефон руководителя, то указываем номер мобильного телефона, используемого для работы в системе "Клиент-Банк" (e'bank).

Если банк осуществляет платежи, подписанные выданной банком электронной подписью, то сообщаем налоговому инспектору об этом способе работы с e'bankом.

Что касается IP-адреса, с которого осуществляется соединением с банковской веб-системой, то руководители организаций, как правило, не фиксируют подобную информацию, т.к. вопросы организации клиентской безопасности относятся к банкам, а не к их клиентам.

Тем более, что руководители для входа в e'bank могут воспользоваться как проводным, так и беспроводным интернетом, пользоваться услугами двух и более интернет-провайдеров, предоставляющих доступ к сети, которые, в свою очередь, могут настроить выход в сеть как со статического (неизменяемого, присвоенного клиенту), так и с динамического (изменяемого каждый раз при выходе в интернет) IP-адреса.


На личной встрече с руководителем организации налоговый инспектор может задать уточняющие вопросы, связанные с деятельностью организации, в том числе об уплате налогов, сборов и страховых взносов, проверить текущее состояние расчетов по обязательным платежам в бюджет.

Для налогового инспектора важно установить факт того, что мы действительно являемся руководителями организации, а значит мы самостоятельно или с нашего ведома осуществляются банковские платежи и представляется отчетность. Также важно, что организация действительно находится по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ.

.
.
ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью ИП и ООО, относящихся к категории микропредприятий.

Публикации составляются на основе обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации сетевых изданий делового характера и справочно-правовых систем в телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере предпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Присоединяйтесь к бухгалтеру-36 в социальных сетях интернета!