22-05-2017

О привлечении к уголовной ответственности подставных учредителей и руководителей фирм-однодневок


В связи с распространением с 2017 года на ГУПы и МУПы требований 44-го федерального закона о закупках для государственных и муниципальных нужд оживилась тема фиктивной регистрации коммерческих и социально-ориентированных некоммерческих организаций на подставных лиц с целью незаконного присвоения бюджетных средств через процедуры регламентированных закупок.


Но наше мудрое правительство, принимая решение о возложении на ГУПы и МУПы обязанностей по осуществлению закупок через прозрачные и конкурентные процедуры котировок и электронных торгов, предварительно озаботилось пресечением всевозможных действий, связанных с созданием на подставных лиц коммерческих и некоммерческих организаций для использования их в качестве фирм-прокладок и фирм-однодневок, инициировав введение в Уголовный кодекс РФ новых составов преступлений в статьях 171 и 173.

В отличие от предыдущей редакции указанных статей Уголовного Кодекса РФ, действующая редакция криминализирует любые действия, связанные как с образованием (реорганизацией) юридического лица, так и с использованием личных документов для этих целей.

Статья 173.1 УК РФ — Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

Ответственность за совершение этого преступления возникает независимо от наступления причиненных преступлением негативных последствий. Данное преступление относится к категории умышленных преступлений и характеризуется прямым умыслом.

Преступными считаются виновные действия лица, выражающиеся в подаче документов в государственный регистрирующий орган для создания (или реорганизации) юридического лица с использованием подставных лиц, а также внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

Подставными признаются физические лица, которые выступают или являются учредителями (участниками) юридического лица или органа управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также физические лица, которые являются законными представителями органа управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Субъектом уголовной ответственности становится лицо, выступающее заявителем при подаче документов на государственную регистрацию (реорганизацию), при условии, что в документах, представляемых для государственной регистрации (реорганизации) юридического лица, содержатся сведения о подставных лицах.

При этом, такой заявитель должен заведомо и достоверно знать, что одно или несколько лиц, являющихся учредителями или руководителм юридического лица, в отношении которого заявителем подаются документы для государственной регистрации, являются подставными лицами.

Указание заявителем в заявлении о государственной регистрации (реорганизации) юридического лица сведений о другом физическом лице без ведома последнего образует состав преступления.

Преступление является оконченным с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице. В случае, если государственная регистрация (реорганизация) юридического лица, не была завершена по не зависящим от виновного обстоятельствам, данные деяния могут быть квалифицированы как покушение на преступление.

Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

По этой статье уголовная ответственность устанавливается по факту незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица независимо от цели последующего использования образованного юридического лица.

    Виновные действия субъекта преступления выражаются в предоставлении или приобретении документов, используемых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице и представляют собой два взаимосвязанных состава преступления:
  • предоставление документа, удостоверяющего личность или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице;
  • приобретение документа, удостоверяющего личность или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.

В первом случае субъектом преступления является физическое лицо, предоставившее свой паспорт или выдавшее доверенность для внесения сведений в ЕГРЮЛ. То есть, речь идет об уголовной ответственности для так называемых «номинальных директоров и «учредителей (участников)» юридического лица.

Это преступление характеризуется информированностью виновного лица о том, что предоставленные им документы и/или доверенность будут использованы для регистрации юридических лиц с внесением сведений о подставном лице.

Во втором случае уголовная ответственность наступает за приобретение паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в целях последующего внесения персональных данных в ЕГРЮЛ.

Таким образом, получается некоторая лазейка, позволяющая избежать уголовной ответственности «номинальному директору» в случае дачи показаний на конкретных лиц, осуществляющих незаконное использование его документов для создания юридического лица.


К особенностям возбуждения уголовных дел по указанным статьям следует отнести полномочия налоговых органов при выявлении таких преступлений, а именно: налоговым органам предоставлено право инициировать возбуждение уголовных дел по ст. 173.1, 173.2 УК РФ в случае выявления признаков соответствующего преступления.


    Под признанием физического лица подставным возможны варианты:
  1. Человек становится учредителем или руководителем организации, будучи введённым в заблуждение.
  2. Человек в принципе не знает, что его сделали учредителем/руководителем организации.
  3. Человек назначен руководителем организации, но не собирается осуществлять свои должностные права и обязанности.
    Злоумышленники для регистрации фиктивной организации могут использовать чужое удостоверение личности, полученное путем:
  1. в результате обмана владельца или после злоупотребления доверием
  2. кражи
  3. находки
  4. вознаграждения
  5. безвозмездно

Признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, могут быть обнаружены регистрирующим (то есть налоговым) органом при поступлении ему соответствующих документов от заявителя.

Регистрирующий налоговый орган вправе в случае подозрений приостановить регистрацию на срок до 30 дней и провести проверку сведений заявителя с помощью всех доступных и законных инструментов, как-то: получение объяснений, проведение осмотров, экспертизы.

Налоговым и следственным органам. как правило, не приходится особо напрягаться, чтобы раскрыть деятельность того или иного субъекта в качестве номинального руководителя или учредителя организации: обычно такой человек ничего не может пояснить по деятельности организации, не обладает образованием и знаниями, достаточными для осуществления деятельности в качестве руководителя. Одновременно опрашиваются сотрудники кредитных организаций, в результате чего легко выявляются фактические собственники и руководители организации. По запросу IP-адреса, с которого происходило подключение к системе типа «Клиент — банк», следователи легко определяют место расположения офиса либо лица, фактически управляющего ею.

В настоящее время создание коммерческой или некоммерческой организации для отмывания средств от размещения государственных и муниципальных заказов, в том числе от ГУПов и МУПов, может быть чревато крупными неприятностями и учредить фирму "на какого-то бомжа" уже не получится просто (сейчас уже даже "бомжы" знают об уголовной ответствественности).

Тем более, что в Единой информационной системе в сфере закупок сейчас при желании никому не составит труда отследить результаты закупок для государственных и муниципальных нужд. Под обоснованное подозрение в отмывании средств сразу попадают заказчики и участники закупок, которые по итогам торгов заключают контракты при снижении начальной цены закупки в 50 и более процентов. Особенно, если это поставка товаров, а у участника закупок, выигравшего тендер, не заявлено в ЕГРЮЛ собственное производство товаров, позволяющее хоть сколько-нибудь регулировать себестоимость изготовливаемых товаров. Уже не говоря о множестве других критерий подозрений в сговоре.

Правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности и осуждения по указанным статьям Уголовного кодекса РФ сейчас находится в стадии становления. Приговоров не так много, пока больше случаев возбуждения уголовного преследования. Но, как говорится, "процесс пошел".

✦ Самый последний случай - из открытых источников - сообщение СМИ от 17.05.2017 года о том, что прокуратура Оренбурга добивается возбуждения уголовного преследования местной жительницы по факту регистрации фиктивной фирмы на собственное имя.

Факт нарушения прокуратура выявила в ходе проверки. По информации надзорного ведомства, в январе 2016 года женщина за вознаграждение в размере 15 тыс. руб. выступила учредителем и на свое имя зарегистрировала ООО «Семь». Впоследствии эта фирма использовалась для транзита и обналичивания денег. Кроме того, фирма использовалась для незаконного предоставления другим мнимым коммерческим партнерам налоговых вычетов по НДС.

О других случаях привлечения к уголовной ответственности читайте по ссылкам ниже.

Незаконное создание юридического лица

.
Новые публикации на сайте
.
ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью ИП и ООО, относящихся к категории микропредприятий.

Публикации составляются на основе обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации сетевых изданий делового характера и справочно-правовых систем в телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере предпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Присоединяйтесь к бухгалтеру-36 в социальных сетях интернета!