30-05-2017

О планах введения нового обязательного платежа за работников


В правительстве рассматривают разные способы сокращения задолженностей работодателей по зарплате работникам. Среди возможных вариантов - введение нового страхового взноса.


По сведениям СМИ, в правительстве обеспокоены увеличением долгов работодателей по зарплате. Отмечается, что с начала текущего года задолженность перед работниками выросла на треть: с 2,7 до 3,6 млрд рублей. Чтобы работники смогли получить деньги вне очереди, предполагается к четырем уже существующим страховым взносам добавить дополнительный - на случай неплатежеспособности работодателя.

Принцип отчислений на этот взнос аналогичен взносам, которые мы все платим на капремонт многоквартирного дома, т.е - в счет будущих событий; в данном случае - на случай банкротства работодателя, чтобы работники смогли получить причитающуюся им зарплату со специального накопительного банковского счета.

Размер отчислений планируется установить в размере не менее 10 % МРОТ за каждого работника в месяц. (При сегодняшнем МРОТе взнос составил бы 750 рублей на одного человека, а с 1 июля 2017 года - 780 рублей.)

Отчисление денежных средств надо будет вносить на специальный счет. Для этого потребуется отдельный договор с банком. При этом отчислять денежные средства необходимо до тех пор, пока на счете не накопится 200 % фонда оплаты труда в расчете на месяц. После работодателя освободят от этой обязанности.

Как только на счет начнут поступать денежные средства, банк заблокирует возможность их расходования работодателем до момента банкротства работодателя и, как следствие, передачи конкурсному управляющему, чтобы сразу рассчитаться с долгами по зарплате перед работниками.

Другой вариант - дополнительный страховой взнос в ФСС РФ по ставке 0,02% от месячного фонда оплаты труда работников. Этот вариант гарантирует единовременную выплату работникам задержанных зарплат за три месяца, предшествующих подаче заявления о банкротстве работодателя. Выплаты работникам будут производиться из Фонда социального страхования (ФСС РФ).

Третий вариант - на законодательном уровне разрешить трудовым инспекторам замораживать банковские счета работодателей. После блокировки счетов трудовая инспекция выставляет инкассовое поручение, чтобы в первую очередь погасить задолженность по оплате труда работникам.


С точки зрения работодателей, третий вариант - предпочтительней, так как не предполагает увеличение обязательных страховых взносов, но предполагает улучшение надзорной работы одного из контролирующего органа в плане повседневного мониторинга и оперативного реагирования на факты задержки заработной платы.

    Что касается дополнительных страховых взносов, то тут сразу возникает несколько вопросов:
  • если работник уволится до банкротства работодателя, взносы за него вернут работодателю?
  • работодатель исправно выплачивает зарплаты, перечисляет страховые взносы, а потом прекращает свою деятельность, полностью рассчитывается с работниками, бюджетом и внебюджетными фондами. Какова судьба уплаченных страховых взносов на случай банкротства в этом случае?
  • Будет ли банк, в котором открыт специальный счет, уплачивать работодателю проценты за пользование денежными средствами на случай банкротства? Ведь деньги, скорее всего, не будут лежать в банке просто так?

Идея обязательных страховых сборов в счет будущих возможных событий не нова, но очень заразительна. Не долее, как в прошлом году, хотели всех водителей обязать переводить энную сумму на спецсчет в счет покрытия будущих штрафов. И такого рода законодательных инициатив вносится на рассмотрение соответствующих инстанций пачками, многие из них, к счастью, отклоняются. Но, к сожалению, не всё. Поэтому нельзя исключать установления нового страхового взноса.


Из школьного курса истории мы знаем, что при Петре I существовали такие должности как "прибыльщики", эти должностные лица ежедневно упражнялись в поисках новых источников дохода для государевой казны, придумывая все новые и новые сборы (на бани, гробы, печи и так далее, не перечесть) в условиях длительной Северной войны. Буквально по царскому указу они должны были "сидеть и чинить государю прибыли". Сейчас этим вынуждены заниматься депутаты и чиновники министерств. Понятно, что в условиях санкций, повлекших затруднение российских банков в получении внешнего финансирования, все внимание волей-неволей обращено теперь на внутренние источники финансирования: сбережения населения, прибыль предприятий. Проблема состоит в том, что и эти источники - ограничены и могут оказаться не восполняемыми.

Петр I

Из пояснительной записки к законопроекту о внесении изменений в федеральный закон о банкротствах и Трудовой кодекс РФ:

При банкротстве юридического лица в Российской Федерации требования по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь преимущественно перед другими кредиторами. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.2013 года отмечено, что устанавливаемая законодательством о банкротстве очередность требований кредиторов является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации и предписывающих обеспечить получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и проявлением природы социального государства.

Масштабы проблемы очень велики. По данным Росстата на 1 марта 2017 года, суммарная задолженность по заработной плате в стране составляет 3613 млн рублей, причем в первые месяцы 2017 года наблюдается рост задолженности. Задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, также выросла за первые месяцы 2017 года и к 1 марта превысила сумму в 1 млрд рублей (1047 млн рублей, т.е. 29% от общей суммы просроченной задолженности по заработной плате). Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки механизмов гарантирования соответствующих прав работников.

Начиная с 1962 года на территорию Российской Федерации распространяется действие Конвенции Международной организации труда № 95 «Относительно защиты заработной платы» (далее - Конвенции МОТ), напрямую установившей, что в случае банкротства предприятия (или ликвидации его в судебном порядке) трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные как в предшествующий банкротству, так и непосредственно в сам ликвидационный периоды. При этом нормами статьи 11 указанной Конвенции МОТ четко определено, что заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут требовать свою долю.

Законопроектом предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (статья 8607 Гражданского кодекса Российской Федерации), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом статьей 1301 Трудового кодекса Российской Федерации («Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности»).

.
Новые публикации на сайте
.
ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью ИП и ООО, относящихся к категории микропредприятий.

Публикации составляются на основе обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации сетевых изданий делового характера и справочно-правовых систем в телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере предпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Присоединяйтесь к бухгалтеру-36 в социальных сетях интернета!