27-07-2017

О факторинге для участников государственных закупок из числа субъектов МСП


Для участия в государственных и муниципальных закупках микропредприятиям не хватает финансирования.


Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд было одной из основных антикризисных мер правительства последнего времени.

Попытки протолкнуть представителей малого бизнеса в систему государственных закупок предпринимались с середины 2000-х годов. Сначала госзаказчиков обязали отдавать малым предприятиям не менее 10% объема годовых закупок, в 2014 году — уже 15%. В конце 2014 года правительство решилось ввести поэтапное повышение лимитов обязательного участия малого и среднего бизнеса в закупках до 18%, введя при этом обязательную 10-процентную квоту на прямые договоры госкорпораций с субъектами МСП.

Вообще правительственная стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2030 года предусматривала постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у предпринимателей с 18% в 2016 году до 25% с 2018-го. Однако сейчас эти планы оказались под угрозой.

По данным РБК, доля субъектов МСП, участвующих в госзакупках, снизилась в 2016 году с 24 до 15%. Сильнее всего сократили свое участие в закупках именно микро— и малые предприятия — до 12 и 18% соответственно.

Одной из причин такого снижения эксперты, следящие за происходящим в сфере закупок, называют несоответствие требований госзаказчиков, предъявляемых к участникам закупок из числа субъектов МСП к их возможностям. То есть микропредприятия не справляются со стандартами заказчиков.

И это несмотря на то, что процедуры закупок становятся с каждым днем все прозрачнее и честнее. С этим утверждением соглашается подавляющее большинство предпринимателей, участвующих в госзакупках.

Однако больше половины микропредприятий отсеивается на стадии доступа к торгам. Это связано с серьезными организационными и финансовыми ограничениями.

В первую очередь микропредприятиям сложно справиться с финансовыми условиями участия в госзакупках. Любые аукционы проводятся при условии оплаты обеспечительного взноса, размер которого зависит от размера контракта. Но это, как правило, еще полбеды: средствами на взнос ЭТП на участие в аукционе микропредприятия все таки располагают и в состоянии внести на каждую из пяти федеральных ЭТП по 5-25 тысяч рублей. Сложнее дело обстоит с обеспечением исполнения контракта в случае победы в аукционе. Именно здесь для микропредприятий заключается основной риск, связанный с кассовым разрывом.

Микробизнес может быть прибыльным, а средств при этом у предпринимателя может не быть, поскольку оплата по госконтракту производится всегда на основе отсрочки платежа плюс к этому необходимость внесения обеспечительного взноса по контракту, т.е. перед исполнением контракта микропредприятие сталкивается с необходимостью вывода части собственных средств "в никуда" (на спецсчет госзаказчика). Получается, чтобы заработать - надо прежде заплатить. Предъявление банковской гарантии заказчику на сумму обеспечения может помочь микробизнесу не отвлекать собственные средства для этого, но выдача БГ не является у банков бесплатной, поэтому себестоимость исполнения госконтракта увеличивается на это и другие подобные мелочи.

Вместе с тем, требования заказчиков к исполнению госконтрактов серьезные, их соблюдение требует привлечения значительных сил и средств, превосходящих возможности микропредприятий.


Конечно, можно и нужно сказать, что удел микропредприятий - это "работа с населением" и деятельность в качестве агентов малых и средних предприятий по конечному продвижению товаров и услуг в цепочке добавленной стоимости. Но поскольку законодательство и меры правительства позволяют участвовать микробизнесу в государственных и муниципальных закупках, именно для них квотируется ниша закупок, то, очевидно, что "свято место - пусто не бывает". А коли так, то нужны дополнительные меры правовой поддержки участия микробизнеса в госзакупках с учетом их ограниченных финансовых и организационно-технических возможностей, критерии которых, кстати, законом и подзаконными актами правительства и устанавливаются.

Иначе, участие микропредприятий может восприниматься как профанация, аналогично тому, как во время Перестройки созданные частные кооперативы занимались не столько насыщением рынка товарами, как задумывалось и декларировалось в условиях товарного дефицита, и рынка услуг в условиях унылой советской действительности, сколько как средство спекуляции товарами из розничной госсети и обналичивания безналичных средств государственных предприятий.

Что-то подобное можно наблюдать и сейчас, когда родственники и знакомые или, скажем по современному, лица, аффилированные с руководством ГУПов и МУПов, бросились в этом году регистрировать микрофирмы для участия в госзакупках. Такие очереди в РегЦентре раньше были только когда в 2009 году объявили менять уставы.

Ведь мы все понимаем, что несмотря на прозрачность закупочных процедур и непредопределенность результатов, заказчики не всегда рады новому поставщику или исполнителю и всегда могут создать ему проблемы с приемкой товаров, работ, услуг, грозящих попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. И в такой ситуации микропредприятия очень уязвимы, у них нет возможностей без конца судиться с заказчиком, а значит их проще склонить к "договорняку" с заказчиком.

Это с одной стороны. А с другой стороны, микропредприятия, аффилированные с руководством госзаказчика, могут позволить себе упасть в цене "ниже низкого" во время аукциона и, таким образом, выиграть тендер, не опасаясь при этом неприятностей с невозможностью исполнения госконтракта по явно заниженной цене.


Микропредприятия, которые уже работают с госзаказами, вынуждены приспосабливаться. Инструментом, к которому все чаще обращается малый бизнес, стал факторинг.

  • Факто́ринг — это кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности (как правило, не превышающей 180 дней).

    В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк или факторинговая компания) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).

    Оборот российского факторинга по итогам 2016 года достиг 2 трлн руб.

Из банков, специализирующихся на оказании банковских услуг микропредприятиям, факторинг предоставляет Ханты-манскийский банк "Открытие".

Но наиболее серьезно и последовательно факторинг как банковскую услугу предоставляет "Просвязьбанк" с финансированием до 100% от поставки.

Также много различных фирм, готовых предложить прямые и посреднические услуги факторинга, их можно найти в сети, но бухгалтер не имеет возможности оценить их услуги и, как следствие, рекомендовать своим читателям.


По сообщениям СМИ, «Деловая Россия» и «Опора России» уже подготовили поправки в законодательство, которые дадут предпринимателям возможность получать оборотные средства, не дожидаясь оплаты от госзаказчика, за счет переуступки прав требования долгов по госконтрактам банкам или факторинговым компаниям. При этом уступка дебиторской задолженности по контракту с госучреждением, госкорпорацией, ГУПом, МУПом не будет считаться сменой поставщика. Инициативу уже поддержали в правительстве.

.
Новые публикации на сайте
.
ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью ИП и ООО, относящихся к категории микропредприятий.

Публикации составляются на основе обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации сетевых изданий делового характера и справочно-правовых систем в телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере предпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Присоединяйтесь к бухгалтеру-36 в социальных сетях интернета!