О факторинге для участников государственных закупок из числа субъектов МСП

Для участия в государственных и муниципальных закупках микропредприятиям не хватает финансирования.

Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд было одной из основных антикризисных мер правительства последнего времени.

Попытки протолкнуть представителей малого бизнеса в систему государственных закупок предпринимались с середины 2000-х годов. Сначала госзаказчиков обязали отдавать малым предприятиям не менее 10% объема годовых закупок, в 2014 году — уже 15%. В конце 2014 года правительство решилось ввести поэтапное повышение лимитов обязательного участия малого и среднего бизнеса в закупках до 18%, введя при этом обязательную 10-процентную квоту на прямые договоры госкорпораций с субъектами МСП.

Вообще правительственная стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2030 года предусматривала постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у предпринимателей с 18% в 2016 году до 25% с 2018-го. Однако сейчас эти планы оказались под угрозой.

По данным информагентства РБК, доля субъектов МСП, участвующих в госзакупках, снизилась в 2016 году с 24 до 15%. Сильнее всего сократили свое участие в закупках именно микро— и малые предприятия — до 12 и 18% соответственно.

Одной из причин такого снижения эксперты, следящие за происходящим в сфере закупок, называют несоответствие требований госзаказчиков, предъявляемых к участникам закупок из числа субъектов МСП к их возможностям. То есть микропредприятия не справляются со стандартами заказчиков.

И это несмотря на то, что процедуры закупок становятся с каждым днем все прозрачнее и честнее. С этим утверждением соглашается подавляющее большинство предпринимателей, участвующих в госзакупках.

Однако больше половины микропредприятий отсеивается на стадии доступа к торгам. Это связано с серьезными организационными и финансовыми ограничениями.

В первую очередь микропредприятиям сложно справиться с финансовыми условиями участия в госзакупках. Любые аукционы проводятся при условии оплаты обеспечительного взноса, размер которого зависит от размера контракта. Но это, как правило, еще полбеды: средствами на взнос ЭТП на участие в аукционе микропредприятия все таки располагают и в состоянии внести на каждую из пяти федеральных ЭТП по 5-25 тысяч рублей. Сложнее дело обстоит с обеспечением исполнения контракта в случае победы в аукционе. Именно здесь для микропредприятий заключается основной риск, связанный с кассовым разрывом.

Микробизнес может быть прибыльным, а средств при этом у предпринимателя может не быть, поскольку оплата по госконтракту производится всегда на основе отсрочки платежа плюс к этому необходимость внесения обеспечительного взноса по контракту, т.е. перед исполнением контракта микропредприятие сталкивается с необходимостью вывода части собственных средств "в никуда" (на спецсчет госзаказчика). Получается, чтобы заработать - надо прежде заплатить. Предъявление банковской гарантии заказчику на сумму обеспечения может помочь микробизнесу не отвлекать собственные средства для этого, но выдача БГ не является у банков бесплатной, поэтому себестоимость исполнения госконтракта увеличивается на это и другие подобные мелочи.

Вместе с тем, требования заказчиков к исполнению госконтрактов серьезные, их соблюдение требует привлечения значительных сил и средств, превосходящих возможности микропредприятий.


Конечно, можно и нужно сказать, что удел микропредприятий - это "работа с населением" и деятельность в качестве агентов малых и средних предприятий по конечному продвижению товаров и услуг в цепочке добавленной стоимости. Но поскольку законодательство и меры правительства позволяют участвовать микробизнесу в государственных и муниципальных закупках, именно для них квотируется ниша закупок, то, очевидно, что "свято место - пусто не бывает". А коли так, то нужны дополнительные меры правовой поддержки участия микробизнеса в госзакупках с учетом их ограниченных финансовых и организационно-технических возможностей, критерии которых, кстати, законом и подзаконными актами правительства и устанавливаются.

Иначе, участие микропредприятий может восприниматься как профанация, аналогично тому, как во время Перестройки созданные частные кооперативы занимались не столько насыщением рынка товарами, как задумывалось и декларировалось в условиях товарного дефицита, и рынка услуг в условиях унылой советской действительности, сколько как средство спекуляции товарами из розничной госсети и обналичивания безналичных средств государственных предприятий.

Что-то подобное можно наблюдать и сейчас, когда родственники и знакомые или, скажем по современному, лица, аффилированные с руководством ГУПов и МУПов, бросились в этом году регистрировать микрофирмы для участия в госзакупках. Такие очереди в РегЦентре раньше были только когда в 2009 году объявили менять уставы.

Ведь мы все понимаем, что несмотря на прозрачность закупочных процедур и непредопределенность результатов, заказчики не всегда рады новому поставщику или исполнителю и всегда могут создать ему проблемы с приемкой товаров, работ, услуг, грозящих попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. И в такой ситуации микропредприятия очень уязвимы, у них нет возможностей без конца судиться с заказчиком, а значит их проще склонить к "договорняку" с заказчиком.

Это с одной стороны. А с другой стороны, микропредприятия, аффилированные с руководством госзаказчика, могут позволить себе упасть в цене "ниже низкого" во время аукциона и, таким образом, выиграть тендер, не опасаясь при этом неприятностей с невозможностью исполнения госконтракта по явно заниженной цене.


Микропредприятия, которые уже работают с госзаказами, вынуждены приспосабливаться. Инструментом, к которому все чаще обращается малый бизнес, стал факторинг.

  • Факто́ринг — это кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности (как правило, не превышающей 180 дней).

    В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк или факторинговая компания) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).

    Оборот российского факторинга по итогам 2016 года достиг 2 трлн руб.

Из банков, специализирующихся на оказании банковских услуг микропредприятиям, факторинг предоставляет банк "Открытие".

Но наиболее серьезно и последовательно факторинг как банковскую услугу предоставляет "Просвязьбанк" с финансированием до 100% от поставки.

Также много различных фирм, готовых предложить прямые и посреднические услуги факторинга, их можно найти в сети, но бухгалтер не имеет возможности оценить их услуги и, как следствие, рекомендовать своим читателям.