15-08-2017

О злоупотреблениях со стороны налоговых органов


Не только налогоплательщики, но и должностные лица налоговых органов тоже часто злоупотребляют своими правами и обязанностями в рамках Налогового кодекса.


В связи с изменением порядка обжалования решений налоговых инспекций через вышестоящие региональные управления ФНС России, в последнее время стала наблюдаться опасная тенденция, когда специалисты УФНС пытаются прикрыть промахи инспекторов территориальных налоговых инспекций, действуя по негласному принципу "своих не сдаем" и "налогоплательщик завсегда виноват".

Например, частыми стали случаи, когда налоговые органы не показывают (не направляют) итоги проверки налогоплательщику и не дают возможности ему высказать свои возражения или пояснения. Т.е. налогоплательщику не вручают акт проверки и не извещают о месте и времени рассмотрения материалов. Решения о взысканиях инспекции выносят без учета объяснений и возражений налогоплательщика. А это не соответствует положениям Налогового кодекса РФ.

Есть установленные судом случаи, когда представители налоговых органов на суде утверждали, что налогоплательщик получал документы под роспись, а назначенная судом почерковедческая экспертиза устанавливала, что подпись не предпринимателя (руководителя организации), а неустановленного лица.

О чем это говорит? О том, что отдельные должностные лица налоговых органов допускают для себя возможным упростить процедуры Налогового кодекса до нельзя: например, расписаться за налогоплательщика и еще обвинить его в уклонении от ознакомления с материалами проверки, типа: "Сам дурак".

Трудно себе представить, что такие криминальные случаи - исключительно самодеятельность инспекторов на местах и что рядовой налоговый инспектор решится на такие вещи без прикрытия...


Далее. В последнее время во время проведения налоговых проверок стало модным снимать расходы налогооблагаемой базы под предлогом связи налогоплательщика с контрагентами - однодневками. Однако, доходит до смешного, когда налоговая инспекция обвиняет налогоплательщика в сговоре с фирмой-однодневкой с целью уклонения от уплаты налогов, отказывает в возмещении вычета по НДС, в то время когда сама являлась покупателем товаров у той же фирмы, причем в тот же период времени.

Поэтому важно в таких случаях, когда налоговая обвиняет нас в случайных деловых связях не с теми, по ее мнению, с кем надо было бы заключать сделки, нам будет не лишним проверить на всякий случай, не является ли наш контрагент поставщиком налоговых органов, да и других контролирующих органов по госконтрактам.

А, как известно, к участию в госзакупках сейчас абы кого не допускают и выиграть тендер просто так не получится. А если - вдруг - окажется, что с нашим контрагентом был заключен госконтракт вообще как с единственным поставщиком, то карта налоговой будет бита в суде.


Частыми также стали ситуации, когда налоговый орган, приняв от нас уточненные налоговые декларации, не прекращает камеральную проверку первоначальных. И, таким образом, выносит решение по нашим первоначально поданным отчетным данным, без учета корректировки.

Тогда как пункт 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ прямо устанавливает, что налоговый орган обязан принять уточненные данные и прекратить проверку первоначальных.


Ну и последний случай. Казалось бы из ряда вон выходящий, но в нынешнее время - самый обычный. Бухгалтер получила требование из МИФНС № 8 в отношение НКО, зарегистрированной в феврале этого года, о предоставлении объяснений по поводу непредставления финансовой отчетности за 2016 года.

Организация, созданная в 2017 году, не может в силу элементарной логики и по закону не должна представлять никакую отчетность за прошлый год и любой предыдущий, потому что в прошлом году ее просто не существовало.

Казалось бы инспектору, подписавшему данное требование, ничего не стоило проверить, а не новая ли это организация? Но нет! Ладно бы, им не жалко наше время на то, что мы сидим сочиняем в жару объяснительную записку со ссылками на статьи действующих законов и подзаконных актов. Но ведь получается им не жалко и свое время тратить на то, чтобы сидеть составлять требование, нести его на подпись руководителю или заместителю руководителя налогового органа, отправлять в экспедицию, ждать ответа, подшить его и так далее.

Спрашивается, а почему? И тут на поверхности два ответа. Или элементарная лень проверить, т.е. сделать то, что инспектор обязан делать - проверять и, как следствие, возникшая глупость и понимание нами того, что инспекторы ничего не делают на работе, если не могут проверить элементарные вещи.

ФНС России в своих письмах и инструкциях постоянно рекомендует нам, налогоплательщикам, проверять организации и предпринимателей с помощью соответствующих веб-инструментов на сайте ФНС. А, что же, спрашивается, налоговому инспектору мешало воспользоваться этими инструментами? Ничего не мешало!

Или это следование определенной заданной политике, которую можно охарактеризовать как "затребовать лишь бы что", но "чтобы было". Не важно что! Имитация деятельности: составлено требование, ожидается ответ от налогоплательщика... Вроде, как заняты делом!

Что-то подсказывает, что второе предположение - ближе к истине.


Представителям микробизнеса по понятным причинам всегда трудно судиться с налоговой инспекцией. Особенно если после суда первой инстанции требуется апелляция, кассация. Есть ли какое-то другое средство или способ как-то урезонить злоупотребление или откровенно неправомерные действия должностных лиц налогового органа?

И средство и способ такой есть - это обращение в прокуратуру: письменное или устное, на приеме у прокурора.

По инициативе Генерального прокурора с апреля текущего года во всех, без исключения, прокуратурах страны, каждый первый вторник месяца проводится Всероссийский день приёма предпринимателей.

Органы прокуратуры осуществляют в том числе надзор за действиями/бездействием должностных лиц государственных и муниципальных органов и принимают все необходимые меры прокурорского реагирования.

Как показывает практика, прокуратура часто перенаправляет запрос или жалобу в вышестоящий налоговый орган. Именно он впоследствии ведет работу по претензиям. Конечно, если речь идет об обычных нарушениях в сфере налоговых правоотношений, в прокуратуру обращаться не нужно. Это необходимо именно в случаях грубого нарушения прав налогоплательщиков, злостных нарушений, выхода за рамки контрольных мероприятий и полномочий, предусмотренных при налоговой проверке.

При этом жаловаться нужно на конкретное должностное лицо, а не на налоговый орган в целом как на государственный орган. Обращаться следует в территориальные органы прокуратуры по местонахождению ИФНС, т. е. в районную или окружную прокуратуру.

Следующий, ближайший день приема предпринимателей в прокуратурах города и области - во вторник, 5 сентября 2017 года.

.
Новые публикации на сайте
.
ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ МИКРОБИЗНЕСА

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью ИП и ООО, относящихся к категории микропредприятий.

Публикации составляются на основе обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации сетевых изданий делового характера и справочно-правовых систем в телекоммуникационной сети "Интернет" с целью удовлетворения потребностей в получении специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере предпринимательской деятельности.

Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Присоединяйтесь к бухгалтеру-36 в социальных сетях интернета!