О доступе налоговых инспекторов к содержанию информации на локальных электронных устройствах

Определением Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N 302-КГ17-8315 налоговым инспекторам разрешено осматривать и требовать доступ к информации, содержащейся в локальных электронных устройствах

Есть ли право у налоговой инспекции проверять наши компьютеры и искать в них интересующую их информацию?

Оказывается, есть! Такое заключение сделал Верховный суд России по итогам рассмотрения налогового спора.

  • Верховный Суд Российской Федерации является последней инстанцией - высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.

Судебное решение сделано на том основании, что Налоговый кодекс РФ не содержит перечня разрешённых к осмотру предметов во время проведения выездной налоговой проверки. Следовательно то, что не запрещено - разрешено.

А поскольку компьютеры по месту нахождения проверяемого налогоплательщика могут содержать важную информацию по налогам, то инспекторы без какого-либо отдельного разрешения могут их осматривать и требовать получения свободного доступа к этой информации.

Таким образом, у налогоплательщика возникает обязанность предоставить доступ к компьютерной технике налоговым инспекторам. Но такая обязанность возникает у налогоплательщика только в рамках назначенной выездной налоговой проверки по месту ее проведения.


    Что же может заинтересовать налоговых инспекторов в наших компьютерах? Правильным ответом будет, конечно же: ВСЁ! А если конкретно, то в первую очередь:
  • наличие установленных учетных программ (например, 1С) и информационных баз, их содержание;
  • офисные файлы (ворд, эксель, пдф) в которых могут храниться расчеты, памятные записки и так далее;
  • служебная переписка по электронной почте.

Здесь нужно понимать, что целью выездной налоговой проверки является проверка собственно соответствия задекларированных нами отчетных данных той документальной базе, на которой эти отчетные данные построены. То есть проверке подлежит последовательно архив первичных документов и учетные регистры, в которых мы обобщаем и группируем исходные данные из первичных документов.

Информация в учетной базе позволяет наглядно обозреть и проследить какие документы и как были отражены в учете и, следовательно, понять каким образом построены сданные нами налоговые декларации.

Но поскольку инспектор не может гарантировать себе, что представленная нами документальная база исчерпывающая, у него всегда будут подозрения, что первичные документы могли быть нами не только неправильно отражены, но и в неполном объеме. А вот чтобы понять последнее обстоятельство ему нужно за что-то зацепиться.

Проверка файлов на компьютере может ему в этом помочь.


Поэтому мы должны, формируя отчетность, отталкиваться только от тех документов, которые нами были проверены и отражены в учетных регистрах.