Реклама на сайте

О банках как экосистемах (маркетплейсах)

В условиях множащихся платежных систем и сервисов банкам приходится искать новые ниши в конкурентной среде – превращаться в маркетплейсы

Банки теряют монополию на осуществление денежных переводов: если раньше только они могли производить платежи и выдавать кредиты, то сегодня практически каждый крупный интернет-сервис считает своим долгом создать собственную платежную систему, не говоря уже про небанковский рынок микрофинансовых услуг и сервисы электронных кошельков. И в этом направлении действуют все: от интернет-магазинов до социальных сетей.

В этой ситуации банки вынуждены предлагать своим клиентам дополнительные "нетрадиционные для банковской сферы продукты". Уже не удивительно, что многие банки наряду с традиционным расчетно-кассовым обслуживанием, кредитами и депозитами, навязывают клиентам свое бухгалтерское и юридическое обслуживание, установку и обслуживание онлайновых касс, примеряют на себя функции операторов фискальных данных, предлагают страхование, брокерские услуги и даже создание и поддержание интернет-магазинов.

Другими словами, на наших глазах банки превращаются в этакие многофункциональные торговые и сервис-центры. Не стоит удивляться, если в один прекрасных момент, зайдя в отделение банка или на их сайт, можно будет не только отправить на исполнение платежку, но и купить или заказать по случаю мебель, электронику, посуду, бытовые инструменты, косметику и бижутерию. А там, глядишь, не далеко и до одежды с обувью!

Ничего фантастического в таком предположении нет! Сейчас, если зайти в отделение Почты России, можно не только отправить заказное письмо, получить бандероль или купить конверты, но и заодно есть возможность прикупить парфюмерию, крема для рук и ног, что-то из китайского ширпотреба. Запущен даже сайт .

Представители банковского сектора уже так и говорят, правда пока несколько завуалированно:

Самый ценный ресурс клиента – это время, поэтому главная задача инновационных технологий в банковской сфере – сделать взаимодействие с банком максимально быстрым и эффективным.

И далее:

Одним из приоритетных направлений разработок является аналитика Big Data, которая позволит предугадывать желания клиента.

Для этого в банках создаются центры инноваций и монетизации данных. Сейчас все думают о том, что данные можно продавать. Но думать про монетизацию наружу мы не будем, хотим сконцентрировать на монетизации данных внутри. Мы считаем, что мы могли бы предоставлять какие-то сервисы лучше, если бы чуть внимательнее смотрели на тех клиентов, у которых сейчас есть актуальная потребность.

Чтобы понять о чем идет речь, нужно принять во внимание первые итоги действия онлайновых касс по всей стране, вернее первую статистику. Некоторы операторы фискальный данных ее уже обнародовали: сколько чего простые люди купили, за что заплатили.

    Например сообщается, что в числе наиболее популярных (часто покупаемых) товаров оказались:
  • плитка шоколада черного горького
  • гамбургеры
  • консервы мясные из говядины
  • безалкогольный газированный напиток
  • сигареты с фильтром категории Light
  • охлажденное мясо цыпленка-бройлера в упаковке
  • лимоны весовые в упаковке
  • пиво светлое 1,5 л
  • и так далее.

Но это розничные продажи товаров и услуг, где покупателями являются физические лица. А вот данные по оптовым продажам сможет собирать банк за счет технологий Big Data, т.е. собирать и анализировать статистику назначения платежей: кто кому и за что платит.

Сейчас если запросить в поисковой строке браузера что угодно, например "бетон" или "кофеварка", то потом неделю изо всех щелей будет вылазить баннеры про "купить бетон" или "кофеварки по лучшим ценам в Москве".

Аналогично может получиться и с банками. Отправили мы, к примеру, платежку поставщику за двери, так потом как не зайдешь на банковский сайт, нам будут навязчиво тыкаться поставщики дверей и сами двери в разном ассортименте. Да еще может будут и звонить и засорять наш email спамом, предлагая все на свете, чего нам не нужно. Такое развитие событий исключать нельзя!

Но здесь есть проблема, кроме всего перечисленного - это искусственное ограничение нашего выбора.

Уже сейчас мы - и как продавцы и как покупатели - сталкиваемся с этой проблемой в поисковых системах Гугл и Яндекс, когда на наш запрос по товарам или услугам, несмотря на кажущейся большой выбор найденных системой предложений, выбор на самом деле не велик. Если мы сами не предприниматели, то искать товары далее первой страницы поисковой выдачи мы, как правило, не станем. Ограничим себя в поиске тем, что предлагает поисковик. Но поисковая система не предлагает нам случайный набор выдачи. И многие это уже понимают. На первой странице выдачи появляются лишь те предложения, которые выгодны самой поисковой системе.

Если экстраполировать пример с поисковой выдачей на банки, то здесь ситуация еще хуже.

Автор этих строк несколько раз обращалась в свой банк, специализирующийся на услугах микропредприятиям в очень удобном удаленном варианте, с хорошим, простым и интуитивно понятным веб-интерфейсом, предлагала, спрашивала и просила сделать в личных веб-кабинетах веб-площадку для поиска других клиентов банка, желающих так же как и я обнародовать контактные данные о себе с возможностью размещения и публикации своих объявлений. С тем, чтобы мы могли найти себе в своей микропредпринимательской среде клиентов, поставщиков, подрядчиков и так далее. Тем более, что банк в своих рекламных релизах заявляет о миллионах клиентов. Такой аналог "Авито", только с более целевой аудиторией. Пусть и за плату, отдельную банковскую комиссию.

На самом деле, мне представляется, это не так уж сложно сделать, не так уж много времени это займет. Тем более и банку это было бы выгодно - профит, если за плату по дополнительному тарифу. Но каждый раз в ответ - гробовая тишина! Ни ответа, ни привета! Русь отзовись! Бесполезно!

Любой другой вопрос, даже дурацкий, или предложение - пожалуйста! Сразу отвечают! А по этому поводу - как глухую шапочку одели!

Спрашивается, почему так не сделать? Ломаю себе голову и вот какой один из возможных ответов приходит на ум.

Банку, так же как и поисковым системам не выгодно, чтобы у нас был сколько-нибудь неограниченный выбор. Им выгодно, чтобы выбор у нас был предельно ограниченным!

Именно при таком раскладе можно капитализировать прибыль.

В случае с моим банком получается, что сам банк навязывает своим клиентам и бухгалтерские и юридические услуги из аффилированных фирм. Понятно, что если клиенты банка получат возможность знать друг о друге, обмениваться предложениями, то возможно многие воспользуются моими услугами или услугами других моих коллег бухгалтеров и юристов, а не навязываемыми от банка. Но в любом случае это был бы более конкурентный выбор. Но вот как раз конкуренция, оказывается, и не нужна...

Если дальше развивать эту мысль, то принимая во внимание тенденцию превращения банков в маркетплейсы, приходим к выводу, что маркетплейсы эти будут, скорее всего, ущербными, состоящими из предложений нескольких приближенных фирм, т.е. с сугубо ограниченным выбором, а не с неограниченным, как бы нам того не хотелось!

Также как и поисковые системы начинают утрачивать смысл свободного поиска информации, но начинают приобретать другое качество - как средство выдачи по любому запросу строго определенной, выверенной, выгодной в данный момент, дозированной информации.

И похоже все это не частный случай и даже не российского масшатаба, а общемировая тенденция...


Руководитель Сбербанка Греф продемонстрировал на днях работу нового мобильного приложения «Сбербанк Инвестор». Приложение рассчитано как на инвесторов с опытом купли-продажи ценных бумаг, так и на рядовых вкладчиков, которые хотят сохранить и приумножить свои средства на фоне снижения процентных ставок, а также как инструмент рентного дохода в старости, когда пенсию можно не дождаться, а если дождаться, то копеечную.

Приложение «Сбербанк Инвестор» предоставляет доступ к информации об инвестициях клиента в ценные бумаги. При чем программа сама определяет инвестиционные предпочтения клиента и даже подбирает инвестиционные идеи, разработанные, правда, аналитиками банка.

На презентации Греф тоже, как и его коллеги по банковской сфере, много говорил о важности цифровых сервисов для сохранения времени клиентов. Видимо, это теперь такая фишка в банковской среде: озаботиться сохранением времени своих клиентов.

Основные ресурсы – это время и деньги. Но если деньги – возобновляемый ресурс, то время – нет.

Мы будем работать над увеличением ресурса денег наших клиентов не только путем предоставления им кредитов, но и путем сокращения их затрат на покупку товаров и услуг.



xxx

Когда первый раз смотрела это видео, не зная языка, подумала сначала, что солист поет свои страдания с запором. Но потом дело у него пошло вроде бы повеселее.

Когда с помощью Гугла перевела название ролика, то поняла в чем дело! А дело все в молодежной субкультуре - пожрать, по@рать и поржать!

AnnenMayKantereit - миллионные просмотры на Ютуб!

Дурацкий клип, конечно, но есть в нем что-то, что заставляет досмотреть и дослушать до конца: