Реклама на сайте
Смотрите здесь лайки вк купить.

Об указании первичных документов в договорах

Эксперты рекомендуют указывать в договорах те первичные документы, которые будут служить подтверждением исполнения договорных обязательств сторонами договора

  • Первичными документами в деловом обороте называют документы, подтверждающие факт совершения тех или иных хозяйственных операций.

    Другими словами, первичные документы - это свидетельства о фактах хозяйственной жизни субъекта экономической деятельности (ИП или организации), составленные по утвержденной форме на бумажном или электронном носителе информации, содержащие ряд обязательных реквизитов и имеющие юридическую силу.

    По закону, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным документом.

Сейчас не как раньше, стало все очень строго. Много претензий и придирок со стороны контролирующих органов к договорам, которые мы заключаем с контрагентами, к самим контрагентам и другим документам, которые мы подписываем с контрагентами.

Представители контролирующих органов в своей надзорной работе делают акценты на проверке реальности заключенных договоров и совершенных сделок, выявлении фиктивных, мнимых и притворных сделок.

По большому счету, сейчас все сделки могут подозреваться как фиктивные, мнимые, притворные или совершенные с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Чтобы доказать обратное в случае проведения проверки, мы сейчас собираем о своих контрагентах самые подробные сведения, запрашиваем у них все возможные копии правоустанавливающих документов, проверяем друг друга на всех существующих и неофициальных сервисах проверки.

И этого бывает недостаточно. Еще одним важным моментом в свете еще большей прозрачности и реальности совершаемых операций может стать указание в договорах тех первичных документов, которыми договаривающиеся стороны подтверждают исполнение взаимных договорных обязательств.

По умолчанию исполнение договорных обязательств подтверждаются как правило платежными поручениями, исполненные банком и универсальными передаточными документами, подписанными уполномоченными представителями сторон.

В зависимости от вида и предмета договора в качестве подтверждающих документов могут выступать и другие формы документов (экспедиторская расписка, отчет агента, транспортная накладная, товарная накладная, акты, справки и так далее).

Желательно, чтобы каждый договор содержал сведения о том, какими именно формами первичных документов будут подтверждаться исполнение взаимных договорных обязательств.

Формы первичных документов могут быть общеобязательными и унифицированными (например, платежное поручение, его форма утверждена Центральным банком и обязательна для всех) и разработанными нами самостоятельно.

В последнем случае образец такой формы мы приводим в приложении к договору, если наш контрагент с ней согласен.

Разработанные нами формы первичных документов должны отвечать общим требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи федерального закона "О бухгалтерском учете".

Как показывает практика делового оборота, исполнение договора не всегда сводится к совершению одного (разового) действия. В большинстве случаев исполнение представляет собой процесс, то есть определенную систему последовательно совершаемых действий и, как следствие, для подтверждения всех возможным действий может потребоваться целый перечень как первичных документов, так и дополнительных, например: форм заказов, уведомлений о возврате, о выбраковке и так далее.


■ Составление и подписание первичных документов о приемке-сдаче товаров (работ, услуг) имеют большое юридическое значение.

Если свидетелем наших денежных переводов в порядке исполнения договорных обязательств всегда будет выступать банк как третья независимая и, как правило, незаинтересованная сторона, то прием-передача товаров, результата выполненных работ или оказанных услуг - это всегда двустороннее дело без привлечения, за очень редкими случаями, третьей стороны.

Поэтому не случайно, что для признания факта перечисления денежных средств в рамках исполнения договорных обязательств достаточно платежного поручения, подписанного только нами с отметкой банка об исполнении. Тогда как для признания факта поставки товара, выполнения работы или оказания услуги требуется первичный документ, подписанный уполномоченными представителями с двух сторон.


Как бы не называлась наша сторона в договоре (Поставщик-Покупатель, Заказчик-Исполнитель, Заемщик-Кредитор, Арендодатель-Арендатор, Доверитель-Поверенный, Заготовитель-Производитель и так далее) в процессе реализации договорных условий мы, как минимум, дважды выступаем в обобщенной роли получателя и отдавателя.

Если мы с вами Заказчики, то мы перечисляем деньги Исполнителю и получаем то, что заказывали (товар, услугу, результат работы). Т.е. отдаем и получаем. Тоже самое, если мы с вами Исполнители, то мы получаем деньги и отдаем Заказчику то, что он заказывал.

Таким образом, каждый из моментов получения и передачи по договору должен быть документально подтвержден.