Об обязательном ведении табеля учета рабочего времени

Если микропредприятие использует труд наемных работников на основании заключенных трудовых договоров, то ведение табеля учета рабочего времени - строго обязательно

Всю документацию по трудовым отношениям между работодателем и работником оформляет и ведет работодатель. Речь идет о кадровых и бухгалтерских документах, связанных с исполнением трудовых договоров.

Одним из основных документов после заключения трудовых договоров и оформления кадровых приказов является табель учета рабочего времени.

Табель учета рабочего времени

Табель учета рабочего времени является обязательным для ежедневного отражения отработанного времени штатными работниками с которыми заключены трудовые договора.

Если человек работает на основании не трудового, а по гражданско-правовому договору (подряда и так далее), то ведение табеля учета рабочего времени не требуется.

Табель учета рабочего времени применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.

■ Обязательной формы табеля учета рабочего времени на сегодняшний день не предусмотрено, но есть рекомендованные формы, утвержденные давным-давно Госкомстатом.

Поэтому для ведения табеля учета рабочего времени можно использовать как рекомендованные формы, так и самостоятельно разработанные. В последнем случае для самостоятельной разработки формы (бланка) табеля нам нужно ориентироваться на необходимость включения в нашу форму всех , установленных законом для первичного документа.

Табель учета рабочего времени - это первичный документ. Его значение и правовой статус равносильно акту приемки работ или товарной накладной. Табель учета рабочего времени документально подтверждает выполнение работником своих трудовых обязанностей по трудовому договору. А труд любого работника по трудовому договору измеряется рабочими часами и/или днями.

Задача работодателя по трудовому законодательству - обеспечить точный учет отработанного времени работника и, как следствие, начисление вознаграждения по трудовому договору в соответствии с его условиями и требованиями трудового законодательства.

На основании табеля учета рабочего времени производятся все начисления заработной платы работнику. К табелю могут прикладываться больничные листы, заявления работников на отпуск, в том числе без сохранения заработной платы, записки-расчеты на оплачиваемый отпуск, на выплату денежной компенсации, внутренние акты, наряды, копии приказов и так далее при необходимости.

Даже если в микропредприятии работает один наемный работник - ведение табеля все равно строго обязательно.

Учет рабочего времени отражается в табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.).

Все отметки об отступлениях от обычных условий занятости (прогул, больничный, сверхурочная работа и т. д.) должны быть подтверждены соответствующими документами (медицинскими справками, приказами и т. д.).

Некоторые работодатели используют специальные программы для ведения учета рабочего времени работников, которые обеспечивают в автоматическом режиме сбор, хранение и обработку сведений о присутствии работников на рабочих местах, времени их прихода и ухода, периоде работы и отдыха сотрудников и т. д. Однако подавляющее большинство работодателей до сих пор занполняют табель учета рабочего времени вручную.

В заполнении табеля учета рабочего времени есть множество нюансов, описать которые невозможно в одной заметке, но помнить о них обо всех работодателю необходимо.

Самое главное - это то, что табель заполняется при помощи условных обозначений, которые могут быть буквенными или цифровыми: кому как удобнее.