Об ошибках и расхождениях в налоговых декларациях по НДС

Налоговые декларации по НДС сверяет между собой специальная программа ФНС России «АСК НДС-2» и в случае нахождения несоответствий налогоплательщикам направляется требование по расхождениям в счетах-фактурах с указанием кода ошибки

Сегодня срок сдачи налоговой декларации по НДС за третий квартал 2017 года. После представления в налоговую инспекцию начинается ее серьезный анализ.

Проверка проходит в автоматическом режиме с помощью специальной программы, которая сравнивает счета-фактуры в декларациях поставщика и покупателя. Если есть нестыковки и расхождения, то система автоматически сформирует требование на получение пояснений от налогоплательщика.

    Самыми распространенными ошибками, которые допускаются при формировании книг покупок и продаж в составе налоговых деклараций по НДС, являются:
  1. ✖ несовпадение реквизитов счет-фактуры поставщика и покупателя;
  2. ✖ разные суммы у продавца и покупателя в указанных ими счетах-фактурах;
  3. ✖ дважды указанная одна и та же счет-фактура (оказывается, такое часто случается);
  4. ✖ счет-фактура не отражена на стороне продавца в книге продаж;
  5. ✖ ошибочное кодирование операций в счет-фактурах.

Основная масса ошибок в декларациях по НДС объясняется невнимательным ведением книги покупок и книги продаж. А от таких ошибок никто не застрахован.

По всем видам ошибок программа сформирует нам в рамках и по итогам камеральной проверки требования о представлении пояснений.

    В пояснении на такое требование обязательно должны быть указаны:
  • ошибочная запись в том виде, в котором она направлена организации (то есть, была отражена в налоговой декларации)
  • и следующей строкой — правильная запись.
  • Кроме того, должны быть корректно заполнены строки: ИНН, номер, дата счета-фактуры и т.д.

Каков порядок действий налогоплательщика при получении требования о представлении пояснений?

1. При получении требования от налогового органа по ТКС - отправляем квитанцию о нашем приеме налогового требования. На это у нас есть целых 6 дней. Если налоговые инспекторы не получат квитанцию в течение 10 дней с даты истечения шестидневного срока, налоговый орган вправе заблокировать нам операции по всем банковским счетам, которые у нас есть. Поэтому как увидели, что в наш адрес пришло требование из налоговой, чтобы не забыть потом, сразу подтверждаем его получение отправкой квитанции.

2. Выясняем по каким операциям обнаружены расхождения.

При выявлении расхождений каждой записи-операции присваивается определенный код. По данному коду мы можем понять, какую именно ошибку обнаружила программа ФНС. Всего этих кодов четыре, и указан может быть только один из них.

  • Код ошибки "1" указывается в случае:
    - если запись об операции отсутствует в декларации контрагента,
    - либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период,
    - либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями,
    - либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
  • Код ошибки "2" указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 "Сведения из книги покупок" (приложением 1 к разделу 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок") и разделом 9 "Сведения из книги продаж" (приложением 1 к разделу 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж") декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).
  • Код "3" - данные об операции между разделом 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур" и разделом 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур" декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);
  • Код ошибки "4" означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

  • ■ Больше всего ошибок с кодом "1".

3. Проверяем правильность заполнения налоговой декларации в отношении указанных записей-расхождений.

Для этого нужно сверить записи в налоговой декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на заполнение реквизитов: даты, номера, суммовых показателей, правильности расчета суммы НДС.

Если счет-фактура будет приниматься к вычету по частям, то в этом случае нужно убедиться, что общая сумма НДС, принятая к вычету по всем записям, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов, не превышает суммы, указанной в самом счете-фактуре.

4. Передаем налоговому органу пояснения и (или) уточненную налоговую декларацию.

► Если мы видим, что допущенная нами ошибка привела к занижению налога, нам нужно направить в налоговый орган уточненную декларацию ().

► Если же мы увидим, что ошибка не повлияла на сумму НДС или если мы более чем уверены, что все сделали правильно и на законном основании, и ошибка на стороне налогового органа (такое тоже бывает часто), то нам нужно направить в налоговую письменные пояснения с указанием правильных данных.

Наши пояснения мы передаем в налоговую по ТКС в свободной форме либо в формализованном виде. Также мы вправе дополнительно представить налоговому органу документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Письменные пояснения (уточненная налоговая декларация) представляются в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования.

✿ Обратите внимание, что положениями Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность продления сроков для представления пояснений в ответ на требование налогового органа.

xxx