Ключевое положение измененной статьи 9 федерального закона "О бухгалтерском учете" гласит, что лица, ведущие бухгалтерский учет, не отвечают по закону за подлинность информации, отраженной на счетах бухгалтерского учета, если они внесены в соответствии с данными из первичных документов, подписанных другими лицами.
Другими словами, если информация в первичных документах не соответствует действительности , то ответственность за это бухгалтер не несет, ответственность несут те, кто оформил и заверил своими подписями недостоверный документ.
Это утверждение справедливо по отношению к бухгалтерам, потому что как бухгалтер может проверить совершение того или иного факта хозяйственной жизни организации, если он работает только с документами, поступающими к нему от других ответственных лиц, не будучи ясновидцем?
Другой вопрос состоит в том, а как контролирующие органы могут проверить реальность и достоверность фактов хозяйственной жизни, отраженных в регистрах бухгалтерского и налогового учета?
Сейчас банки, в которых у нас открыты банковские счета, выполняют по закону агентские функции первичного надзора за деятельностью организаций и ИП в части платежных операций и вправе в любое время запросить по тому или иному платежу дополнительные документы и сведения на основании которых эти платежи производятся.
В основе любого банковского запроса лежит - подозрение.
Но если мы предоставим банку все необходимые сопутствующие платежной операции документы, такие как договоры, дополнительные соглашения, справки о стоимости, накладные, акты, счета-фактуры при условии, что они грамотно оформлены, не содержат явных несуразностей и очевидных глупостей, то банку, как и бухгалтеру трудно оценить их реальность, практически невозможно.
Поэтому, скорее всего, банк будет удовлетворен самим фактом предоставления таких документов, их наличием.
Что же касается проверки налоговых органов, то подозрения в реальности сделок может возникнуть - скорее всего - только во время выездной налоговой проверки.
В отличие от банков, представители налоговых органов имеют больше прав, связанных с осуществлением налогового контроля.
Если налоговые инспекторы заподозрят, что некоторых сделок на самом деле не было, то они тщательно изучат все первичные документы, проследят движение активов и обязательств. Они вправе допросить руководителя, сотрудников проверяемой организации, а также любых других лиц, причастных к совершению мнимых или притворных сделок.
Налоговые инспекторы вправе истребовать не только договоры и первичные документы, но и техническую документацию, чтобы оценить ее на соответствие ценообразованию и фактическим условиям сделки.
При проверке реальности сделки инспекторы выясняют, были ли у сторон активы, необходимые для ее проведения, а также пригодны ли они для подобного типа операций. Например, есть ли помещение, оборудование, технические условия для совершения сделки.
Если для операций нужен склад, проверяют его наличие и соответствие адресу, указанному в документах, а также состояние и техническую способность осуществлять хранение заявленного объема товаров (материалов). Когда требуется персонал, удостоверяются, что количества работников достаточно для выполнения работ (услуг), а их квалификация соответствует сделке.
Чтобы оценить реальность сделок, инспекторы выясняют, достаточно ли у участников полномочий на подписание документов, проверяют, им ли принадлежат подписи. А также оценивают, могли ли эти лица исполнить обязательства по сделке с учетом места ее совершения, времени исполнения обязательств и прочих условий договора.
При необходимости налоговые инспекторы назначают почерковедческие экспертизы в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ. Кроме того, опрашивают свидетелей: их показания могут составить солидную доказательную базу.
Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, инспекторы вправе, в частности, осмотреть территорию, место и предмет договора, а также проверить деятельность контрагента проверяемого лица.
Например, если налоговые инспекторы посчитают, что сделки по договору оказания юридических услуг на самом деле не было, то помимо договора и первичных бухгалтерских документов они исследуют оформление результатов услуг — меморандумы, отчеты, исковые заявления и т. д.
Кроме того, налоговые инспекторы оценивают такие факторы, как взаимосвязь ценообразования и результата услуг, наличие необходимых компетенций у исполнителей (юридического образования, документов, подтверждающих статус адвоката) и т. д.