Об искусственном интеллекте в налоговом администрировании

Часть функций налогового администрирования уже в скором будущем будет передана искусственному интеллекту

По заявлению руководителя ФНС России М. В. Мишустина, искусственный интеллект - "это то, с чем мы в ближайшее время будем иметь дело. Прорывные технологии сегодня меняют мировую экономику. Происходит трансформация в цифровую среду."

Уже сегодня искусственный интеллект применяется в Личном кабинете для налогоплательщиков - физических лиц на сайте ФНС России. Есть робот – ботчат, который помогает людям решать те или иные вопросы, связанные с налоговым администрированием. Сейчас проходит его апробация на 150 тысяч запрограммированных различных жизненных ситуаций, в которых робот будет помогать разобраться простым пользователям.

    В настоящее время налоговое администрирование включает в себя две неразрывно составляющие части:
  • фискальная часть
  • сервисная часть

ФНС России делает упор именно на сервисность обслуживания физических и юридических лиц для того, чтобы налогоплательщикам было удобно исполнять свои обязанности перед бюджетом и внебюджетными фондами. В том числе с помощью электронных веб-сервисов удаленного контакта с налоговым органом по сети интернет.

В тоже время "налоговая" — это тема №1 для представителей малого бизнеса, о которой люди сами рассказывают. Только вдумайтесь! Не о продажах, клиентах или о работниках идет речь. Про налоговую!

Понятно, что в налоговой службе хотят сделать так, чтобы завтра все проснулись и стали белыми и законопослушными по части уплаты налогов. Но соображения на тот счет, как это сделать, есть не только у представителей власти, но и у представителей налогоплательщиков из предпринимательской среды.

Вот та пара-тройка идей, которые встречаются в сети и показались бухгалтеру заслуживающими внимания:

Налоговая, как минимум в случае с малым бизнесом, не должна зависеть от человеческого фактора. Инспекторов не должно быть вообще. Просто админка, где забиваются параметры налога, и дальше нужные списания по счетам по всей стране происходят автоматизировано.

Налоговый учет НЕ должен проводиться бухгалтерами. Он вообще не должен проходить на стороне организаций. Должна быть (и это уже возможно технически сегодня) автоматическая функция налогового учета, встроенная в системы 1С/МоеДело/Контур. Никакой сдачи отчетности вообще. Никаких трактовок

Вспомните, как было до появления страховок на авто. На улицах же разбирались! Сравните с тем, как это происходит сейчас. Просто отсутствие человеческого фактора сэкономило нам невероятное количество денег и времени.

Каждая операция должна учитываться онлайн. В b2b нужен полный переход на электронную первичку. Электронную подпись необходимо бесплатно распространить на все компании. Эти меры автоматически приведут к росту прозрачности малого бизнеса. А, значит, вырастет привлекательность небольших компаний для кредитования. Заодно умельцы откатывать будут отделены от умельцев делать настоящее дело.

Вот как-то так.

Что тут сказать... Очевидно, эти идеи высказаны на интуитивно-инстинктивном уровне понимания, т.е. направление мысли правильное, конечно, но имеет место недостаток четкого формулирования мысли и недостаток знания всех нюансов, их взаимоувязки по совокупности.

Другими словами, у авторов этих предложений пока еще "плавленый сырок" в голове, немножко не соображают, чтобы представить более полную, логически выверенную и законченную идею, так сказать представлен лишь набросок.

Бухгалтер попыталась бы сформулировать эти мысли иначе, а именно: нам действительно нужна единая общенациональная система ввода учетных данных о фактах хозяйственной жизни каждой организации и ИП.

И для такой системы не нужны никакие сервисы 1С, Контур, МоеДело и так далее, они будут просто никому не нужны. Это должен быть единый сервис от ФНС России или лучше - от министерства финансов, поскольку ФНС входит в структуру этого министерства.

Причем, для ИП это должен быть отдельный сервис, та самая админка, про которую толкуют предприниматели, для ввода фискальных данных налогового учета. Поскольку у ИП нет обособленного имущества, как у организации, ИП можно регистрировать свои операции только для целей налогового учета.

А вот для организаций нужен другой сервис - единая национальная система ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц на территории России. Вести отдельно налоговый и бухгалтерский учет не нужно, все ведется в бухгалтерской системе по правилам бухучета и только по ним, потому что никакой другой осмысленной системы учета нет и не будет, даже , а вот разделение наших учетных данных для целей налогообложения - пусть это будет задача для искусственного интеллекта с запрограммированным миллионом различных налоговых ситуаций.

Сейчас очень заметно государственное вмешательство во все дела, но именно в сфере учета участие государства как оператора единой электронной учетной системы было бы как раз и уместно и весьма кстати.

Бухгалтерский жаргон