Памятки для микробизнеса (18+)

Факты хозяйственное жизни,
их документальное оформление и подтверждение

Деятельность любого предприятия, в том числе микропредприятия, состоит из фактов хозяйственной жизни, требующих документального оформления и подтверждения

Факты хозяйственной жизни

Факты хозяйственной жизни - это сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовый результат деятельности организации

Самыми распространенными в деятельности организаций являются следующие факты хозяйственной жизни:

заключение/расторжение сделок

совершение наличных/безналичных платежей

прием (получение) / передача (выбытие) товарно-материальных ценностей

оказание/потребление услуг

производственное и иное потребление товарно-материальных ценностей

начисление амортизации основных средств

использование рабочего времени, начисление заработной платы и страховых вносов, удержание НДФЛ с выплат физическим лицам

признание доходов/расходов

Документальное оформление фактов хозяйственной жизни

В соответствии с требованиями действующего законодательства, все факты хозяйственной жизни организации подлежат обязательному документальному оформлению.

Документы могут быть составлены как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Наиболее востребованными в деятельности микропредприятия являются следующие факты хозяйственной жизни и формы документов, их оформляющие:

ФАКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
ПОКУПКА/ПРОДАЖА
(ПОЛУЧЕНИЕ/ПЕРЕДАЧА)
товарно-материальных ценностей, услуг, работ, имущественных прав
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ Применяется для оформления приема-передач между организациями и/или ИП
ЗАКУПОЧНЫЙ АКТ Применяется для оформления приобретения ТМЦ только у физических лиц, как правило, по договорам контрактации
ПРОТОКОЛ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ Применяется для оформления продаж только физическим лицам по договорам розничной купли-продажи товаров на основании выданных покупателю товарных (кассовых) чеков
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯПрименяется для подтверждения факта перевозки грузов автомобильным транспортом
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
по агентским договорам, договорам комиссии и договорам поручения, в том числе начисления вознаграждения по агентскому договору и возмещения агентских расходов
АГЕНТСКИЙ ОТЧЕТ Оформляется для подтверждения факта исполнения Агентом поручений Принципала, служит основанием для начисления Агенту денежного вознаграждения от Принципала
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ТАБЕЛЬ-ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Применяется для учета использования рабочего времени работниками и начисления зарплаты
с приложением:
❑ листков нетрудоспособности,
❑ сдельных нарядов,
❑ расчетных записок на отпуск,
❑ личных заявлений работников,
❑ иных документов, связанных с исполнением обязательств по трудовым договорам
ОПЛАТА ЗА ТОВАРЫ, УСЛУГИ, РАБОТЫ

УПЛАТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
БАНКОВСКАЯ ВЫПИСКА ИЗ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА Является отчетным документом банка перед клиентом о движении денежных средств на банковском счете
с приложением платежных документов,
исполненных банком в порядке безналичных расчетов:
❑ платежных поручений,
❑ платежных требований,
❑ инкассовых поручений,
❑ банковских ордеров,
❑ иных банковских документов
АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ Оформляется подотчетным лицом для расчетов с ним по выданному авансу
с приложением платежных документов
за наличный расчет:
❑ товарные и кассовые чеки,
❑ проездные документы,
❑ квитанции
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, КОММЕРЧЕСКОЕ или УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (СПИСАНИЕ) товарно-материальных ценностей АКТ О ПОТРЕБЛЕНИИ (СПИСАНИИ) ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Составляется для подтверждения и обоснования фактов выбытия ТМЦ и отражения их себестоимости в убыток
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Является основным документом первичного учета, определяющим показатели для учета работы автомобиля и водителя, а также обоснованного потребления автомобильного топлива
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ Является основным документом первичного учета, определяющим показатели для учета работы автомобиля и водителя, а также обоснованного потребления автомобильного топлива

Подтверждение фактов хозяйственной жизни

Юридическую силу имеют только те документы, которые содержат следующие обязательные реквизиты первичного документа:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лиц, совершивших сделку или операцию и ответственных за ее оформление, либо наименование должности лиц, ответственных за оформление свершившегося события;

7) подписи этих должностных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает достоверность этих данных, а также своевременную передачу первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета

На основании документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни, составляется установленная бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная регламентированная и не регламентированная отчетность.

Не допускается оформление не имевших места фактов хозяйственной жизни, в том числе лежащих в основе мнимых и притворных сделок

Отсутствие первичных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни, является грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, бухгалтерского учета

.