Памятки для микробизнеса (18+)
vrn-buh.ru

Привилегии малого и микробизнеса

Особый порядок осуществления государственного и муниципального контроля в отношение субъектов малого предпринимательства

Виды государственного и муниципального контроля (надзора)

Государственный и муниципальный контроль можно условно подразделить на общий и специальный (отраслевой).

Общие виды контроля (надзора)

    К общим видам контроля можно отнести:
  • налоговый контроль;
  • контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • таможенный контроль;
  • валютный контроль;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • федеральный государственный пожарный надзор;
  • контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Специальные (отраслевые) виды контроля (надзора)

    К специальным видам контроля можно отнести все остальные виды государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе:
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  • государственный контроль за экономической концентрацией;
  • контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • контроль на финансовых рынках;
  • банковский надзор;
  • страховой надзор;
  • государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;
  • государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
  • лицензионный контроль;
  • экспортный контроль;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
  • федеральный государственный надзор в области связи;
  • федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  • государственный надзор в сфере рекламы;
  • федеральный государственный транспортный надзор
  • федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
  • федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;
  • государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • государственный строительный надзор;
  • государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
  • государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;
  • федеральный государственный надзор за проведением лотерей;
  • региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
  • региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;
  • государственный контроль (надзор) в сфере образования;
  • государственный экологический надзор;
  • государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль;
  • федеральный государственный пробирный надзор;
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации,
  • региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов;
  • государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;
  • иные виды государственного и муниципального контроля (надзора).

Виды проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проверка - это совокупность мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), которые проводят соответствующие уполномоченные контролирующие органы в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с тем, чтобы проверить, соответствует ли их деятельность требованиям законов.

Проверки бывают плановыми и внеплановыми, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Сроки проведения проверок

Срок проведения проверки - по общему правилу - не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении микропредприятия общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 15 часов в год.

Порядок проведения плановых проверок

Плановая проверка субъектов предпринимательской деятельности проводится на основании разрабатываемых государственными органами ежегодных планов.

В сводный план проведения проверок может попасть организация, у которой истекло три года со дня государственной регистрации, окончания проведения последней плановой проверки, начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

С утвержденным ежегодным сводным планом проверок можно ознакомиться в сети интернет на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

О проведении плановой проверки организацию уведомляют не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления почтой или другим способом в адрес проверяемого лица копии распоряжения руководителя государственного органа о начале проведения плановой проверки.

Основания для проведения внеплановых проверок

    По закону внеплановая проверка проводится по следующим основаниям:
  1. истечению срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  2. распоряжению руководителя государственного органа, изданному в соответствии с поручением президента Российской Федерации или правительства Российской Федерации, на основании требований прокурора о необходимости проведения проверки;
  3. поступлению заявлений граждан, средств массовой информации и общественных организаций о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде и т.д., а также обращений потребителей, права которых нарушены.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление не требуется в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Оформление результатов проверки

Результатом любой проверки является составленный в двух экземплярах акт проверки.

Юридические лица и индвивидуальные предприниматели обязаны по закону вести журнал учета проверок, в котором должностными лицами контролирующего органа ставится отметка о каждой проведенной проверке.

Законодательные ограничения для контролеров

    Должностным лицам государственных и муниципальных контролирующих органов:
  1. запрещено проверять соблюдение обязательных условий и требований, не относящихся к компетенции государственного органа, от имени которого проводится проверка;
  2. запрещено проводить проверку при отсутствии руководителя или лица, его замещающего. Исключение составляют проверки, проводимые по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан либо в связи с возникновением угрозы данного причинения;
  3. запрещено отбирать образцы продукции, не относящиеся к объекту проверки, а также без оформления протокола взятия проб;
  4. запрещено распространять коммерческую тайну, полученную в результате работы с документами проверяемого лица;
  5. запрещено превышать установленные сроки проведения проверки;
  6. выдавать предписания об оплате за счет предприятия экспертиз, исследований и иных контрольных мероприятий.

Ограничение проверок в отношение субъектов малого бизнеса

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также за исключением особых видов государственного надзора.

Исключения из ограничений проверок

    К отдельным видам деятельности, подлежащих плановой проверке, независимо от отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства, относятся:
  1. Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи
  2. Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи
  3. Оказание скорой медицинской помощи
  4. Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях
  5. Оптовая торговля лекарственными средствами
  6. Дошкольное и начальное общее образование
  7. Основное общее и среднее (полное) общее образование
  8. Деятельность детских лагерей на время каникул
  9. Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
    К особым видам государственного надзора, не распространяющегося на исключение юридических и лиц и индвивидуальных предпринимателей из плановых проверок, относятся:
  1. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  2. Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  3. Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  4. Федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  5. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  6. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;
  7. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  8. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
    Виды государственного контроля (надзора), на которые не распрастраняются ограничения, связанные с проверками субъектов микропредпринимательской деятельности:
  • Проведение оперативно-разыскных мероприятий, производство дознания, проведение предварительного следствия,
  • Осуществление прокурорского надзора, правосудия и проведение административного расследования,
  • Расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидация их последствий,
  • Налоговый контроль,
  • Таможенный контроль.
.
.