Льготы и привилегии малого и микробизнеса (18+)
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по упрощенной форме для микропредприятий

Бухгалтерский учет и отчетность

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по упрощенной форме для микропредприятий

.

Требование обязательного ведения бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета обязательно для всех организаций - юридических лиц, без исключения. В том числе для коммерческих организаций, относящихся к категории , действующих как правило в форме .

Закон устанавливает требование непрерывности ведения бухгалтерского учета с момента создания до момента ликвидации организации.

Индивидуальные предприниматели по закону освобождены от ведения бухгалтерского учета, составления и сдачи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Это связано с принципиальным различием правового статуса между ИП и организациями.

Дело в том, что отличительной чертой юридических лиц является обособленные активы и обязательства, учет наличия и движения которых осуществляется на отдельном балансе методом двойной записи по правилам бухгалтерского учета.

Что касается ИП, то их активы и обязательства являются личным имуществом и личной гражданской ответственностью, не требующие выделения на отдельный баланс.

В связи с этим ИП ведут только налоговый учет для целей налогообложения, а организации - бухгалтерский и налоговый учет для целей определения финансового результата своей деятельности и для целей налогообложения и налоговой отчетности.

Общее представление о бухгалтерском учете

В соответствии с законом, бухгалтерский учет представляет собой формирование документально подтвержденной систематизированной информации об объектах учета, на основе которой составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность.

В свою очередь финансовая (бухгалтерская) отчетность организации представляет собой систематизированную обобщенную информацию о финансовом результате деятельности организации и ее финансовом положении на отчетную дату, а также о движении денежных средств организации за отчетный период.

В связи с развитием информационных технологий на базе электронной техники можно сказать, что ведение бухгалтерского учета в настоящее время представляет собой ведение локального информационного ресурса - базы данных организации, содержащей все необходимые сведения о деятельности организации, упорядоченные в соответствии с наиболее разумными требованиями и правилами, каковыми являются требования и правила бухгалтерского учета.

    К таким сведениям относятся:
  • сведения об (физических и/или юридических лицах) организации и расчетах с ними по вкладам в , выплате дивидендов в случае или в случае получения убытка - его покрытию за счет собственных средств учредителей;
  • сведения о заключенных организацией гражданско-правовых с контрагентами (физическими и/или юридическими лицами), сведения о самих контрагентах и взаиморасчетах с ними;
  • сведения о заключенных организацией трудовых с работниками (физическими лицами), персональные данные самих работников и расчетах с ними по оплате труда, социальному обеспечению, материальному возмещению, подотчетным суммам и так далее;
  • сведения о и платежных операциях по ним;
  • сведения о организации с наличными денежными средствами;
  • сведения об администраторах обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и расчетах по ;
  • сведения о вложениях во внеоборотные средства организации и объектах основных средств организации, их амортизации;
  • сведения о номенклатуре производственного (управленческого) потребления товарно-материальных ценностей и услуг, их себестоимости;
  • сведения о , предназначенных к продаже, их себестоимости и продажной наценке;
  • сведения об оборотных товарно-материальных ценностях, их поступлении (покупка, производство), выбытии (продажа, списание), инвентаризации;
  • сведения об услугах полученных и оказанных; а также о выполненных работах принятых и сданных;
  • сведения о покупках и продажах товаров, работ, услуг для целей налогового учета;
  • сведения о рабочем времени работников, отработанных ими днях и часах, времени нахождения в отпуске, на больничном и так далее;
  • сведения о первичных учетных документах и документах-основаниях;
  • иные необходимые сведения для бухгалтерского, статистического и налогового учета в организации.

Что нужно для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности

    Для ведения бухгалтерского учета (т.е. для формирования документально подтвержденной систематизированной информации об объектах учета в организации) требуется:
  1. оформление соответствующим первичным учетным документом каждого факта хозяйственной жизни организации при его совершении, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания,
  2. использование регистров бухгалтерского учета для отражения в них информации из первичных учетных документов методом двойной записи,
  3. формирование

Упрощенные правила и способы ведения бухгалтерского учета

    Для организаций, относящихся к категории микропредприятий, установлены следующие упрощенные правила и способы ведения бухгалтерского учета:
  1. Право использовать единственный регистр бухгалтерского учета - Журнал учета фактов хозяйственной жизни микропредприятия, на основе которого можно сформировать:
    • аналитические оборотно-сальдовые ведомости по отдельным счетам бухгалтерского учета для целей оперативного контроля за движением активов и обязательств организации,
    • сводную синтетическая оборотно-сальдовая ведомость по всем счетам бухгалтерского учета для целей получения финансовой (бухгалтерской) отчетности;

  2. Право применять сокращенный Рабочий план счетов бухгалтерского учета для кодирования информации из первичных учетных документов в Журнале учета фактов хозяйственной жизни организации;

  3. Право не применять следующие Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету:
    ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"
    ПБУ 16/02 "Информация о прекращаемой деятельности"
    ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"
    ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"
    ПБУ 8/2010 "Оценочные, условные обязательства и условные активы"
    ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам"

  4. Право не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).

  5. Право не формировать стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на НИОКР;

  6. Право не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;

  7. Право не отражать обесценение нематериальных активов и обесценение финансовых вложений в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен;

  8. Право принимать приобретенные объекты основных средств по цене продавца, а сооруженные (изготовленные) объекты основных средств по стоимости работ подрядчика. При этом все иные затраты, связанные с приобретением (изготовлением) объектов основных средств включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были произведены;

  9. Право единовременно начислять годовую сумму амортизации объектов основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не ежемесячно;

  10. Право оценивать по цене продавца приобретенные материально-производственные запасы. При этом затраты, связанные с приобретением материальных запасов (транспортно-заготовительные затраты), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были произведены;

  11. Право единовременно начислять амортизацию приобретенного производственного и хозяйственного инвентаря в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов;

  12. Право признавать в полной сумме по мере приобретения товарно-материальных ценностей для управленческих нужд в качестве расходов по обычным видам деятельности ;

  13. Право не формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей

  14. Право учитывать проценты по любым займам как прочие расходы;

  15. Право исправлять любые ошибки в бухгалтерском учете как несущественные;

  16. Последствия изменения учетной политики всегда отражать в отчетности перспективно;

  17. Право составлять в сокращенном объеме финансовую (бухгалтерскую) отчетность, включающую в себя только две отчетные формы:
    - бухгалтерского баланса и
    - отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках).
    Пояснения к отчетности составляются, если в них нужно привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации-микропредприятия.

Упрощенные правила и способы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности организации-микропредприятия должны быть отражены в специальном локальном акте - Положении об учетной политике организации, относящейся к категории микропредприятия.

Организации самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, выбирая в отношение конкретного объекта бухгалтерского учета способ бухгалтерского учета, допускаемый федеральными стандартами.

Инструменты ведения бухгалтерского учета

До сих пор допускается ручное оформление первичных учетных документов, ведение регистров бухгалтерского учета и даже в ряде случаев составление отчетности.

Однако, с распространением электронных устройств и внедрением прогрессивных информационных технологий, такая практика уходит в прошлое, повсеместно уступая место использованию компьютерной техники и мобильных устройств, позволяющих загружать локально или получать доступ удаленно к специализированному программному обеспечению комплексной автоматизации деятельности любой организации, в том числе ведения бухгалтерского учета как ее ключевой составляющей.

    Бухгалтерские программы позволяют:
  • оформлять исходящие первичные документы и документы-основания (например, договоры);
  • отражать первичные документы на счетах бухгалтерского учета;
  • формировать отчетность и отправлять ее в контролирующие органы;
  • выполнять другие полезные функции.

Бухгалтерские программы можно приобрести и установить на локальный компьютер или локальный сервер, а можно арендовать удаленный доступ к ним по сети интернет.

В настоящее время не наблюдается дефицита в выборе программных инструментов для ведения бухгалтерского учета, наоборот - разнообразие бухгалтерских инструментов зашкаливает.

Для организации и ведения бухгалтерского учета в микропредприятии не обязательно приобретать или арендовать бухгалтерские программы.

Для оформления документов и отражения фактов хозяйственной жизни маленькой организации можно воспользоваться обычным офисным пакетом программ Microsoft Office или его бесплатными аналогами (OpenOffice, LibreOffice и др.), а также бесплатными программами и веб-сервисами.