ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТ АУДИТОРЫ


Практика показывает, что ошибки в учете бывают почти у каждого бухгалтера. И даже не потому, что вы не знаете, как правильно . Вовсе нет.

О чем-то задумался, сделал что-то на автомате - вот тебе и недочет . Это нормальный рабочий процесс. Главное вовремя обнаружить и исправить свою погрешность. А лучше, конечно , избежать ее заранее. Какие ошибки чаще в сего обнаруживаются при аудиторских проверках и как проще всего исправлять эти неточности в бухгалтерском учете?

Если какой-то недочет нашли в записях текущего года, ничего страшного.

Сделайте прямо сейчас корректировочные проводки. Да и прошлогоднюю ошибку легко можно исправить: либо декабрем 2012 года, либо в текущем месяце, если уже отчитались .

Ошибка 1. Не ставится основное средство на учет до его ввода в эксплуатацию Организация приобрела основное средство, но пока не торопится его использовать. Например, оборудование взяли про запас - для замены старого, но еще не вышедшего из строя. Все помнят: в налоговом учете начинать амортизацию можно только после того, как объект введут в эксплуатацию. А именно с 1-го числа следующего месяца (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ). Но многие забывают: в бухучете правила другие. Итак , первое. Если у имущества есть все признаки основного средства, сразу ставьте его на счет 01 (или 03). И со следующего же месяца начисляйте амортизацию (п. 21ПБУ6/01).

Второе. Объекты, которые временно не используются, лучше учитывать на отдельном субсчете счета 01. Можете назвать его «Основные средства на складе (в запасе)» .

И третье. Пока нет эксплуатации, амортизацию по объекту списывайте в составе прочих расходов. Ведь включать эти суммы в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) оснований нет. Все это следует из пунктов 9 и 18ПБУ10/99.

Ошибка 2. Не отражается на счете 01 капитальные вложения в арендованный объект

Еще ошибка: забывают, что в бухгалтерском учете неотделимые улучшения арендованного имущества - это всегда основное средство. Причина такой погрешности в том, что правила налогового и бухгалтерского учета для такого случая не совпадают. А по сложившейся практике первому уделяется больше внимания. В налоговом учете капвложения в арендованные основные средства надо относить к амортизируемому имуществу только в одном случае. Это когда такие улучшения арендодатель одобрил, но стоимость их арендатору не возместил. Так сказано в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. А вот те капвложения, которые не предусмотрены договором или дополнительным соглашением к нему, в основных средствах не учитывают. В бухгалтерском учете таких ограничений нет . Капитальные вложения в арендованные объекты в любом случае надо ставить на счет 01 (или 03) . Одобрил их арендодатель или нет, не важно . Это следует из пункта 5 ПБУ 6/01.

Будем внимательны . Нарушив названное правило, мы можем допустить ошибку не только в бухучете, но и необоснованно, т.е. незаконно занизим базу по налогу на имущество. Следствие этого может стать недоимка, штрафы и пени .

Ошибка 3. Не включают в первоначальную стоимость основного средства сопутствующие расходы

Первоначальная стоимость основного средства - это не только его цена. Перед тем как принять объект к учету, к нему надо добавить и расходы, связанные с его приобретением. Например, стоимость доставки, таможенные пошлины, комиссионные вознаграждения. Казалось бы, всем известное правило. Причем действует оно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п . 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Ошибиться сложно.

Тем не менее и такие недочеты аудиторы частенько находят в ходе проверок организаций. В чем же причина? Все очень просто. Кто-то, привыкнув кидать зарплату рабочих на счет 44 или 20, на автомате отправляет туда же выплаты за монтаж дорогостоящего оборудования .Кто- то отражает консультационные расходы на счете 26, забыв, что эти услуги имеют прямое отношение к покупке, скажем, недвижимости. Еще многие путаются с компьютерными программами.

Прежде чем сделать проводку на их стоимость, задайте себе вопрос : программы куплены вместе с ЭВМ и без них компьютер работать не может? Если ответ положительный , расходы отнесите на счет 08. А потом переведите на счет 01-уже в составе первоначальной стоимости объекта. Когда же софт покупают отдельно от компьютера или же тот нормально проработает и без этой программы, потраченные суммы надо учитывать отдельно . Либо как нематериальный актив на счете 04, либо на счете 97 - в зависимости от того, на каких условиях вы купили программу . Но в любом случае в расходы вы будете включать такие траты равномерно.

Ошибка 4. Показывают сверхнормативные расходы на счете 91

Как мы отражаем в бухучете расходы, которые нельзя признать при расчете налога на прибыль? Они зачастую идут в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы». Допустим, организация подарила кому-то основное средство. Тогда туда списывают его остаточную стоимость и расходы по безвозмездной передаче. Некоторые бухгалтеры по ошибке применяют этот же подход и к сверхнормативным расходам. То есть к тем, что не уменьшают базу по налогу на прибыль в части, которая превысила лимит из Налогового кодекса РФ. Например, это могут быть рекламные или представительские расходы. Однако учитывать сверхнормативные суммы в составе прочих расходов нельзя - правилами бухучета это не предусмотрено.

В ПБУ 10/99 написано так: расходы относятся к прочим, если они не связаны с обычными видами деятельности. То есть с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг. А это те же рекламные и представительские расходы.

Где же отражать сверхлимитные траты по обычным видам деятельности? Там же, где и аналогичные расходы, которые не вышли за рамки налоговых лимитов. Скажем, расходы на рекламу, также как и представительские, по правилам надо отражать на счете 44. Вот здесь же показываем и те суммы, которые превысили нормативы по налогу на прибыль. Просто для удобства на этих счетах можно открыть отдельные аналитические субсчета.

Ошибка 5. Учитывают расходы на рекламу на счете 97 .

Вот типичный случай. Организация воспользовалась услугами рекламного агентства. Эффект от оплаченных РR-мероприятий планируется получать в течение года. Казалось бы, расходы относятся к нескольким периодам. А значит, надо применять счет 97 «Расходы будущих периодов » . Но такой подход как раз будет неверным.

Дело в том, что применять счет 97 разрешено только в двух случаях. Первый - когда это прямо предписано бухгалтерским законодательством. И второй - если расходы отвечают нескольким признакам. Один из них - такие затраты приносят доход в течение нескольких отчетных периодов (п. 9, 19ПБУ10/99).

Расходы на рекламу не подпадают ни под одно из условий (объяснение этому читайте в комментарии от представителя Минфина России ниже). Поэтому для целей бухучета стоимость выполненной рекламы - это расходы по обычным видам деятельности.

Ошибка 6. Списывают общепроизводственные расходы на счет 90

Производственные организации могут относить общехозяйственные расходы на счет 20 (23 или 29) либо отражать на счете 90 на субсчете «Себестоимость продаж» . Выбранный вариант закрепляют в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99). Второй способ, где участвует счет 90, проще, поэтому многие останавливаются на нем. Но некоторые забывают, что списывать так можно лишь суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы » . А вот счет 25 « Общепроизводственные расходы» в любом случае сначала надо распределить по счетам производственных расходов (20, 23 и 29). И только потом можно перекинуть на счет 90 - в составе себестоимости готовой продукции . Упрощать списание общепроизводственных расходов нельзя.



Новые публикации на сайте
О неиспользованных отпусках
О получении и обработке больничных листов в электронном виде
О приеме или переводе на работу на полставки
О последствиях выставления счета-фактуры на упрощенном режиме налогообложения
Об опасности оформления бизнеса на равных
О взыскании налоговой задолженности
О вариантах передачи кассового чека покупателю при безналичных расчетах
О предпочтении уплатить больше налог на прибыль, чем увеличить расходы на оплату труда
О восстановлении бухгалтерского учета в организациях-микропредприятиях
О получении справки по форме 2-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика
О предоставлении документов и сведений по встречной проверке контрагентов
О возможности перевода заключения трудовых договоров на принцип смарт-контрактов
Об отчете в центр занятости населения о работниках предпенсионного возраста
О банковских счетах для микропредприятий
Об ответственности работодателя в связи с повышением пенсионного возраста
О Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС)
О раскрытии отчетных данных налогоплательщиков - юридических лиц на сайте ФНС России
О повторной подаче документов на регистрацию ИП и юрлиц без госпошлины
Об утверждении типовых уставов ООО
О штрафах от налоговой
+ Показать еще