Как быть, если в платежном документе на уплату налогов или страховых взносов допущена ошибка

В связи с тем, что правила оформления платежей в бюджет и внебюджетные фонды меняются в особенностях заполнения платежных поручений и квитанций, вероятность допущения ошибки в платежных документах возрастает. Что делать, если в платежном документе допущена ошибка?


Соответственно, если такие ошибки вовремя не исправить, у плательщика возникает недоимка со всеми вытекающими последствиями (пенями, возможным штрафом, блокировкой счета и необходимостью повторной уплаты налога).

Если «фатальная» ошибка обнаружилась уже после исполнения поручения банком, исправить ее можно только одним способом: повторно перечислить деньги по правильным реквизитам.

Первоначальную же сумму нужно будет возвращать как излишне уплаченную.

Для этого необходимо написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ и подождать решения налогового органа.

В аналогичном порядке можно попросить провести зачет этой суммы.


Любые другие ошибки, допущенные при заполнении платежного документа, согласно налогового законодательства, не влекут возникновения недоимки и, как следствие, не требуют повторной уплаты.

Проще говоря, если при заполнении платежного документа неправильно указан КБК, ИНН, КПП, ОКАТО/ОКТМО, наименование плательщика, назначение платежа, то все равно будет считаться, что обязательство по уплате налога, сбора, взносов исполнено.

То есть вроде бы никаких проблем с этими ошибками быть не должно. Однако практика показывает, что в жизни все гораздо сложнее.

Очень часто администраторы таких платежей (налоговая инспекция, внебюджетные фонды) начисляют пени и штрафы плательщикам, допустившим «не фатальные» ошибки при заполнении платежного документа.

На практике получается, что именно плательщик обязательных платежей должен проявить инициативу, чтобы сумма, перечисленная по содержащему ошибку платежному документу, была признана конкретным налогом/взносом и правильно учтена на лицевом счете налогоплательщика и/или страхователя.

Поэтому при обнаружении ошибки рекомендуется незамедлительно подавать в адрес администратора обязательного платежа (т.е. в налоговую инспекцию и/или соответствующий внебюджетный фонд) заявление на уточнение платежа.

К заявлению следует приложить платежный документ с отметкой банка об исполнении платежа.

На основании этого заявления соответствующий администратор может инициировать сверку уплаченных налогов, взносов и пеней и штрафов по ним, а может и сразу вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога/взноса.

Как следствие, пени, начисленные по лицевому счету налогоплательщика (страхователя), будут пересчитаны.


При необходимости одновременно можно подать заявление о проведении сверки платежей.