Сближение налогового учета с бухгалтерским учетом

Системные изменения в России за последнее два десятилетия  привели к принципиальному изменению роли бухгалтерского учета. Он превратился в одну из важнейших сфер экономических отношений. Это обусловлено изменением функций бухгалтерского учета и увеличением решаемых им задач.

Главная цель бухгалтерского учета в экономике – это формирование информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации для принятия оптимальных экономических решений.
Существующая система бухгалтерского учета у нас оказалась не способной удовлетворить данную потребность.

После вступления в законную силу положений гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ у представителей экспертного сообщества возникли сомнения по поводу необходимости создания налоговой системы учета, с одной стороны, а с другой стороны, произошло беспрекословное подчинение бухгалтеров-практиков на предприятиях требованиям Налогового кодекса РФ.


Цель налогового учета – формирование показателей, необходимых для расчета параметров налога на прибыль, а также другой информации об операциях организации, влияющих на налогооблагаемую базу, которая необходима для проведения налогового администрирования государственными контролирующими органами, в первую очередь - налоговыми.


Налоговый и бухгалтерский учеты – отличающиеся друг от друга учетные системы.

Одно из важных отличий заключается в следующем: в бухгалтерском учете обобщаются все хозяйственные операции, а в налоговом – только операции, связанные только с доходами и расходами.

Налоговый учет может вестись одновременно с бухгалтерским, поскольку для обоих видов учета существует единая информационная база, общие первичные документы, необходимые для отражения хозяйственных операций.

В то же время налоговый учет может опираться на не бухгалтерскую информацию, а значит, требуется ведение раздельного учета, что позволяет отразить все особенности и расхождения, возникающие при организации учета тех или иных хозяйственных операций.

Главными причинами отличия бухгалтерского учета от налогового являются различия между правилами формирования оценки активов и обязательств, а также временем признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и налогообложении по налогу на прибыль, которые усугубились с вводом в действие гл. 25 части второй Налогового кодекса.


И хотя бухгалтерский и налоговый учеты основываются на одних и тех же первичных документах, фиксируют одни и те же факты хозяйственной деятельности предприятия, однако методы учета доходов и расходов с целью налогообложения отличаются от методов их бухгалтерского учета.

Этим и обусловлены различия между учетной (бухгалтерской) и налогооблагаемой прибылью.

Налоговый учет определяется как система корректировок при пересчете показателей, отраженных в бухгалтерском учете для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.

В бухгалтерском и налоговом учетах часто используются одни и те же понятия, но в совершенно разных значениях, что создает дополнительные трудности на пути сближения двух учетов.

К числу основных претензий, предъявляемых к главе 25 Налогового кодекса РФ, в первую очередь относится налоговый учет.

Здесь и сложность и трудоемкость его ведения, и проблемы, связанные с дублированием учетного процесса, и необходимость затрат на приобретение программных продуктов и на привлечение дополнительных работников.


С 2015 года не надо будет вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Из Налогового кодекса исчезнут метод оценки ЛИФО (остаются методы ФИФО, по средней стоимости и по стоимости единицы товара) и понятие суммовых разниц.

То же касается методов оценки при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых в производстве. МБП можно будет списывать в течение нескольких налоговых периодов.

Убыток по сделке уступки права требования будет признаваться на дату уступки.

При реализации недвижимости моментом определения налоговой базы по НДС будет признаваться дата передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Передача права собственности на недвижимость не будет приравниваться к отгрузке, как это сейчас следует из п.3 ст. 167 Налогового кодекса.

Налогоплательщикам предоставляется возможность самостоятельно определять, когда и в какой сумме списывать в расходы стоимость (то есть распределять ее на несколько периодов) инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым.

Стоимость имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, или полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации ОС, помимо имеющихся вариантов, появится возможность определять также и как сумму дохода по рыночной стоимости (в порядке, предусмотренном пунктом 8 ч.2 статьи 250 Налогового кодекса РФ).