Заметки
главного бухгалтера в сети интернет
Заметки главного бухгалтера ООО он-лайн. Всё самое важное для Вашего бизнеса!

ТОВАРЫ ИЗ КИТАЯ

Почему все товары из Китая?

Найти иностранного поставщика — только часть дела.

Далее нужно договориться об условиях доставки, выбрать способ перевозки, заручиться поддержкой структур, обеспечивающих безопасную доставку груза и возможность его быстрой «растаможки».

И конечно нужно знать международные правила ИНКОТЕРМС.

На этих базисных условиях поставки будут основываться договоры с иностранным поставщиком.

Впервые эти стандарты международной торговли были введены в 1936 году, в последний раз менялись в 2010-м.

Знание стандартов позволит определить место перехода ответственности от продавца к покупателю товара, понять, какие расходы и до какого этапа поставки может нести продавец, а какие транспортные издержки и с какого момента берет на себя покупатель.

Например, EXW (ex works) — самый «нагруженный» для покупателя тип контракта. Он предусматривает, что вся цепочка — от завода до вашего склада, включая внутреннюю доставку по Китаю и экспортную пошлину, становятся бременем самого покупателя.

Контракты типа DDP (delivered duty paid) предусматривают, что товар доставляется заказчику в место назначения очищенным от всех пошлин и рисков. То есть ваш поставщик берет на себя все расходные обязательства по доставке.

Но работать по такой схеме с китайской фабрикой — странно.

Китайцы не умеют «растаможивать» в России и будут пользоваться фирмой-посредником. Это отразится на цене товара.

DAT (delivered at terminal) означает, что поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.

Есть несколько вариантов доставки из КНР.

1. Морем до Владивостока и дальше железной дорогой по России. Нам он представляется достаточно быстрым и средним по цене. Срок — 30–35 дней. Доставка 40-футового контейнера обойдется примерно в $7500. Следует отметить, что таможня во Владивостоке в разы дешевле, чем в Санкт-Петербурге.

2. Так называемый южный путь, проходящий через Суэцкий канал. От 45 дней. В этой зоне действуют сомалийские пираты. Стоимость транспортировки при перевалке через западные порты нашей страны (Санкт-Петербург, Новороссийск) и Прибалтики может быть ниже. Есть риск потери груза. Высоки риски задержки груза, например из-за перегрузки в Роттердаме. Доставка до Санкт-Петербурга обойдется в $5000 и потребует на 10–15 дней больше, чем ж/д транспортировка через Владивосток.

3. Фурой через Казахстан — быстро и дорого.

Из сухопутных вариантов этот маршрут наиболее рискованный. Его выбор во многом определяется характером груза. Мебель, например, нельзя возить по дорогам Казахстана и России, есть большая вероятность увеличения количества «брака». Сроки доставки — 20–25 дней.

4. При использовании авиадоставки вы получите золотой по цене товар. Зато всего 10 дней.

Задача  найти лучшего контрагента и по цене, и по оптимизации перевозки - трудная задача.

Таможенный брокер — компания-посредник, которая оформит за вас груз в Федеральной таможенной службе (ФТС).

Важно, чтобы брокер представлял именно ваши интересы, а не транслировал бы вам интересы таможни.

Как правило, руководят такими компаниями бывшие сотрудники ФТС.

Поэтому важно самому понимать условия внешнеэкономической деятельности и параллельно с брокером проработать условия таможенной очистки вашего товара.

Нужно знать свой товар: какие сертификаты на него необходимы, какие пошлины вы должны заплатить. Это позволит понять действия брокера и определить, на чьей стороне он работает.

В идеале брокер должен оформлять документы на ваш товар под собственной печатью.

В этом случае он несет всю административную ответственность, если инспектор найдет ошибку в документах. Но, как правило, при первой поставке брокеры так не рискуют. Они выступают исключительно в качестве квалифицированного курьера.

Основные документы для растаможивания грузов:

1. Договор поставки с китайским производителем и спецификация к основному договору.

В этом документе должны быть отражены все основные признаки товара, продукции, тары и т. п. Должен быть переведен на русский и английский языки. Если суммы поставки большие, таможня наверняка попросит нотариально заверенный перевод. Поэтому лучше сразу заключать контракт на двух языках.

2. Упаковочный лист — сведения обо всех видах и сортах товара в каждой отдельной упаковке.

3. Сертификаты на товар.

4. Международная автомобильная накладная и коносамент — транспортная накладная, которая удостоверяет погрузку, перевозку и право на получение товара.

Включает в себя наименование судна, фирмы-перевозчика, место приема груза, отправителя груза и получателя, наименование груза и его главные характеристики, время и место выдачи коносамента, подпись капитана судна.

5.Экспортная декларация — документ подтверждает, что товар «затаможен» в Китае.

6. Счет-фактура

7. Прайс-лист на товар подтверждает цены, по которым вы приобретает товар, заверяется в Торгово-промышленной палате Китая.

От этих документов во многом зависит размер пошлины и налога, которые вам предстоит заплатить. Для большинства китайских производителей это просто бумажки, и если вы сами не позаботитесь об оформлении всех необходимых документов, то ваша покупка может прибыть в Россию без них.

Таможенная пошлина и НДС зависят от типа товара, который ввозится.

Каждый товар имеет свой код в классификации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

На сайте можно найти свой товар и подсчитать, сколько вам предстоит заплатить.

Например, импортная пошлина на детские толстовки из трикотажа составит 10%, но не менее 1,92 евро за килограмм. А НДС на этот вид товара составит 18%.

Пошлина рассчитывается от таможенной стоимости (ТС) товара.

Это вовсе не та цена, которая заплачена поставщику, а его себестоимость на момент пересечения границы.

В ТС войдет цена вашего контракта с поставщиком, а также стоимость логистики и других расходов по доставке груза до границы.

Например, вы везете товар по контракту типа FOB, Shanghai (free on board) — товар отгружается на судно покупателя в Шанхае, перевалку оплачивает продавец. Таможенная стоимость составит FOB + стоимость доставки от Шанхая до российской границы.

Таможенный НДС рассчитывается от таможенной стоимости и пошлины.

Формула расчета такова:        НДС = ТС + пошлина * НДС (%).

Ставки НДС колеблются и могут составлять 0%, 10% или 18% в зависимости от товара.

Размер таможенных сборов за таможенное оформление товаров зависит от суммы таможенной стоимости и варьирует от 500 до 10 000 рублей.

Задача таможенных инспекторов — сделать так, чтобы вы заплатили больше.

И у них для этого есть необходимые инструменты — например, Индекс таможенной стоимости (ИТС).

Это статистическая информация о ценах на разные виды товаров согласно их таможенному коду. ФТС ежеквартально обновляет данные о стоимости ввозимых товаров.

Если таможенная стоимость вашего товара ниже ИТС, то на инспектора таможни это действует как красная тряпка на быка.

Чтобы проводить самостоятельную аналитику цен, вам потребуются специальные базы данных. Обычно такую статистику ведут крупные импортеры и брокеры, и редко ей делятся.

Хотя найти открытые базы возможно.

Таможенный инспектор будет настаивать на корректировке таможенной стоимости.

В этом случае есть два варианта:

— если КТС условная, вам придется заплатить требуемую сумму, которая может быть в разы больше цены вашего товара. Ваш груз выпустят.

Деньги можно будет вернуть в течение двух месяцев, доказав, что цена на ваш товар реальная, а не завышенная;

 — если КТС окончательная и обжалованию непосредственно в таможне не подлежит, придется добиваться возврата денег через суд.

Этот процесс может занять до полугода и ваши деньги на этот период будут заморожены. Однако шансы выиграть дело в суде составляют 97%.

Если корректировка в цене менее 20 000 рублей, имейте в виду: примерно столько вы потратите на разбирательства с таможней, поэтому пытаться возвратить такую сумму особого смысла нет. Судебные издержки тоже составят порядка 20 000 рублей, но в случае выигрыша вам возместят расходы в размере 15 000 рублей.

Проблемы с КТС обычно возникают в том случае, когда работа идет напрямую, без брокера.

Практика показывает, что существенно сэкономить на самостоятельной «растаможке» товара можно только в случае крупных оборотов компании — более 150 миллионов рублей в год.

Личное участие во внешнеэкономической деятельности позволит контролировать ситуацию, набраться опыта и формировать партии товара постепенно, делая их экономичнее.

С другой стороны, потребуются квалифицированные кадры, операционное время и могут возникнуть непредвиденные расходы. Кроме того, организация-импортер станет объектом внимания надзорных органов.

Плюсы использования услуг профессиональных импортеров в том, что можно избежать лишнего вниманием налоговых органов. Это важно для новичков, которые только пробуют заниматься поставками из Китая.

В целом же для развития бизнеса, если вы планируете ввозить крупные партии товара, лучше начинать импортировать самостоятельно.