Как проявить должную осморительность при выборе контрагента

Налоговое законодательство не устанавливает обязанность проявлять должную осмотрительность налогоплательщиком при выборе контрагента и, как следствие, не предусмотрены формы и способы исполнения такой обязанности.

должная осморительность

Гражданский кодекс возлагает на законного представителя любого юридического лица, а также на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, обязанность действовать разумно, добросовестно, проявлять осмотрительность. Это вполне оправданно, особенно для коммерческих организаций и ИП.

Для микроорганизаций важно, чтобы партнеры по бизнесу исполняли свои договорные обязательства, качественно и в срок, а не пропали с нашей предоплатой куда-то бесследно. Для налоговой важно, чтобы наши контрагенты были идеальными налогоплательщиками. Если они не идеальны, то у нас вполне может быть обнаружена какая-нибудь необоснованная налоговая выгода.

Например, если нашим контрагентом выступает какая-нибудь фирма-однодневка или фирма-обналичка.

Представители налоговых органов часто указывают налогоплательщикам, особенно при проверках, на нашу неосмотрительность при выборе контрагентов. И вообще в своих многочисленных официальных разъяснениях и комментариях очень много внимания уделяют необходимости проявлять нами должную осмотрительность при заключении и исполнении сделок, хотя, как было отмечено выше, Налоговый кодекс на нашу осмотрительность "не напирает".

Как на практике проявить должную осмотрительность, чтобы и мы сами были максимально застрахованы от неожиданных сюрипризов со стороны партнеров и от подозрений налоговых инспекторов?


По опросам, лишь половина участников экономической деятельности обращаются к ЕГРЮЛ/ЕГРИП для получения информации о потенциальном партнере, чтобы хотя бы убедиться, что такой партнер действительно существует и он официально зарегистрирован, а следовательно, вправе осуществлять свою деятельность.

В тоже время, дело с запросом у партнеров копий правоустанавливающих и разрешительных документов обстоит лучше. Активно запрашиваются копии устава, свидетельств ОГРН/ОГРНИП, ИНН, лицензии, сертификаты, даже паспортные данные руководителей и ИП. И, кстати, практика показывает, что в случае судебных споров налогоплательщиков с налоговой инспекции, судьи более чем благосклонно относятся к таким нашим действиям. Считают, что мы проявили в любом случае минимальную осмотрительность.

А вот что касается реального нахождения контрагента по месту своей регистрации, то на это не часто обращается наше внимание, меньше, чем в половине случаев. Больше половины налогоплательщиков не проверяют реальное местонахождение своего потенциального контрагента. Причина такой нашей беспечности понятна - много сил и средств может уйти на организацию таких проверок. Ведь к потенциальному контрагенту нужно выехать на место, найти офис, убедиться в его работе и вернуться обратно. Желательно при этом еще и встретиться с представителем контрагента, убедиться в его полномочиях.

Каждый десятый из нас готов проверять наличие руководителя контрагента или его учредителей в реестре дисквалифицированных лиц на сайте ФНС России.

Еще меньше тех, кто готов сличать подпись контрагента на документах с паспортом или доверенностью.

В своем письме еще от 11.02.2010 № 3-7-07/84 ФНС России рекомендовала налогоплательщикам прямо запрашивать у потенциальных контрагентов информацию о том, нарушали ли они налоговое законодательство. Однако, пока мало кто собирается это делать добровольно, т.е. выполнять работу для налоговых органов. Еще меньше тех, кто готов отвечать на такие запросы, а уж тем более давать, к примеру, признательные показания, свидетельствовать против себя.

Как обезопаситься от претензий налоговой по поводу нашей неосмотрительности?


Эксперты рекомендуют запрашивать у налогового органа не только выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, но и информацию о налоговых нарушениях контрагента.
Справку о налоговых нарушениях интересующего нас налогоплательщика налоговая инспекция вряд ли нам предоставит. Но здесь, как говорится, важна не победа, а участие. Факт самого запроса с нашей стороны будет свидетельствовать о нашей налоговой осмотрительности и сознательности.

И еще. Важно сохранять нашу переписку с контрагентом, связанную с установлением контактов с ним и возникающую в процессе исполнения взаимных договорных обязательств.

Известно, что многие из нас никак не фиксируют результаты проверки контрагентов по своей методике, которая может быть скромной или показаться незатейливой. А надо фиксировать!

Очевидно, что по всем контрагентам, с которыми мы работаем, нужно хранить максимально возможное количество документальных доказательств своей должной осмотрительности.