О взаимодействии налоговых и правоохранительных органов

Возможность взаимодействия налоговых и правоохранительных органов прямо предусмотрена статьей 32 Налогового кодекса РФ и статьями 12, 13 федерального закона "О полиции". Кроме того, налоговые органы взаимодействуют со следственными органами в рамках уголовно-процессуального законодательства.


Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Наиболее частым случаем, когда налоговым органам необходимо активно взаимодействовать с правоохранительными органами является выявление недоимки по налогам и сборам.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (налоговому агенту) на основании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки и если размер такой недоимки позволяет предполагать факт совершения уголовного преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. (Имеются в виду налоговые преступления, предусмотренные статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.)

В территориальном органе Следственного комитета России полученные материалы должны быть зарегистрированы как сообщение о преступлении, поскольку содержат документированную информацию о неуплате налогов или сборов в размерах, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ.

От налогового органа в следственные органы также должна поступать информация о сокрытии имущества от описи и ареста, непредоставлении сведений о местонахождении имущества, в том числе неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения. А также о фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности, сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц.

В случаях, когда информация о совершенном либо совершаемом налоговом правонарушении поступает в правоохранительные органы не из налогового органа (например, заявления граждан), сотрудники полиции обязаны направить в 10-дневный срок соответствующие материалы в налоговый орган для проведения проверочных мероприятий, отнесенных налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов.

Не позднее 10 дней с даты поступления материалов налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о принятом по ним решении:
- о назначении выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения);
- об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

В случае если материалы, направленные органом внутренних дел в налоговый орган, свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах и сборах, влекущих уголовную ответственность, налоговый орган одновременно с уведомлением о принятом решении о назначении выездной налоговой проверки направляет в соответствующий орган внутренних дел запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

Материалы правоохранительных органов не всегда могут привести к налоговой проверке. Основанием для отказа налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля по материалам, предоставленным органом внутренних дел может быть:

1) отсутствие в предоставленных органом внутренних дел материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;

2) наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам органа внутренних дел, были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);

3) наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам органа внутренних дел, были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).

В рамках проведения совместных мероприятий сотрудники полиции имеют право реализовывать весь комплекс прав, предусмотренных статьей 13 ФЗ «О полиции» и в общем случае проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Совместные мероприятия налоговых органов и полиции могут проводиться в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.