Осуществление мероприятий государственного и муниципального надзора по единому закону

Министерство экономического развития России предложило объединить большинство правовых норм, связанных с осуществлением государственного и муниципального надзора, в единый закон.


Государственный и муниципальный надзор

Речь идет о законопроекте "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации", размещенном на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения.

Данный законопроект в случае его одобрения и принятия позволит унифицировать и оцивилизировать способы и порядок государственного и муниципального контроля за организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В настоящее время контрольная деятельность различных ведомств осуществляется на базе более 200 различных нормативно-правовых актов, которые являются разрозненными и представляющими крайнее неудобство в первую очередь для представителей предпринимательского сообщества.

Требуется единая и стабильная система внешнего государственного и муниципального контроля и четкое представление граждан о ней.

В законопроекте предусматривается, что проверки бизнеса должны осуществляться в строгом соответствии с регламентами каждого отдельного государственного и муниципального органа контроля.

Частота контрольных мероприятий ставится в зависимость от классов опасности осуществляемой предпринимательской деятельности.

Всего таких классов будет шесть – от чрезвычайно высокого до низкого.

Периодичность проведения проверок для каждого класса предложено устанавливать отдельными законами или постановлениями правительства.

Законопроект определяет и исчерпывающий список форм контрольно-надзорных мероприятий. Это наблюдение, мониторинг, рейдовое обследование и контрольная закупка. В рамках этих мероприятий допускается проведение осмотров и досмотров, опросов и допросов, инвентаризации и экспертиз, а также иных действий должностных лиц контролирующих органов, необходимые для осуществления надзора.

В законопроекте особо оговаривается, что камеральная или внеплановая проверка не могут длиться более 60 дней. При этом, что общий срок проведения плановых выездных проверок для субъектов малого предпринимательства не должен превышать 50 часов в год, а для микропредприятий – 15 часов в год.

По-прежнему для проведения контрольно-надзорных мероприятий необходимо будет получить согласие прокурора. Порядок уведомления о плановой проверке планируется утвердить в отдельном законе.

Что касается внеплановых проверок, то основания для них не изменятся.

В министерстве экономического развития России надеются, что данный законопроект сможет вступить в силу уже с 1 января 2017 года, отмечая, что в большинстве случаев нормы осуществления государственного и муниципального контроля сохранятся, но потребуются подзаконные акты правительства, касающиеся создания общенациональной и ведомственных систем управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля за частной предпринимательской деятельностью физических и юридических лиц.

Способы контроля за бизнесом