О проверке организаций с одними и теми же учредителями, руководителями и массовыми адресами

ФНС России приказывает своим территориальным управлениям и инспекциям провести проверки всех организаций на отношение к фирмам-однодневкам по признакам массового адреса государственной регистрации и участию одних и тех же физических лиц как в деятельности юрлиц, так и в качестве руководителей.

ФНС России, являясь регистрирующим органом в отношении юридических лиц, изменяет подходы к подозрительным организациям. Принято решение проверять достоверность данных в ЕГРЮЛ на постоянной основе. Начало проверочной кампании назначено на 1 сентября 2016 года.

К 1 сентября должны быть уже подготовлены списки сомнительных организаций, по адресам которых начнутся проверки на предмет подтверждения реального существования юридического лица.

Если налоговые инспекторы не найдут организацию по зарегистрированному адресу или убедятся, что у нее фиктивный руководитель,сведения в ЕГРЮЛ признают недостоверными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

После этого, как проверят действующие организации, что называется, по полной программе, налоговые органы станут проверять все вновь созданные организации, причем мониторинг будет вестись на постоянной основе с ежемесячным отчетом налоговых инспекций в ФНС России.

Критерии проверок в отношении действующих организаций (зарегистрированных до 01.08.2016 года)

Проверке подлежат организации, в которых:

1) Физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в таком качестве более чем в 50 организациях;

2) Участники юридического лица являются таковыми более чем в 50 организациях;

3) Адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом государственной регистрации более чем 50 организаций;

4) Физическому лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юрлица (в том числе от имени управляющей организации),назначена дисквалификация, и срок, на который она установлена, не истек;

5) Смерть физического лица, имеющего право бездоверенности действовать от имени юридического лица (юридических лиц).

Критерии проверок в отношении вновь созданных организаций (зарегистрированных после 01.08.2016 года)

Ежемесячно будет проводиться работа по выявлению организаций, обладающих хотя бы одним из следующих признаков:

1) Физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в таком качестве более чем в 5 организациях;

2) Участники юридического лица являются таковыми более чем в 10 организациях;

3) Адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом государственной регистрации более чем 10 организаций;

4) Физическому лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юрлица (в том числе от имени управляющей организации), назначена дисквалификация, и срок, на который она установлена, еще не истек;

5) Смерть физического лица, имеющего право бездоверенности действовать от имени юридического лица (юридических лиц);

6) Управляющая организация является таковой более чем в 20 организациях.


По указанию ФНС России проверки будут проводиться по адресу юридического лица в порядке осмотра объекта недвижимости (помещения).

Осмотр объекта недвижимости проводится представителями территориальной налоговой инспекцией в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

По результатам осмотра составляется протокол, отражающий результаты осмотра, который подписывается должностным лицом налоговой инспекции, проводившим осмотр, а также понятыми, если не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра будет делаться отметка.


ФНС России обязывает налоговые инспекции ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС РФ сведения о результатах проведенных проверок по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным.

Сведения формируются нарастающим итогом, начиная с сентября 2016 года. В дальнейшем – с начала следующего календарного года.


Обращаем внимание, что законодательство в настоящее время никак не ограничивает участие граждан в количестве создания и деятельности организаций. Тем не менее, участие граждан в деятельности множества различных организаций, прежде всего речь идет, видимо, о коммерческих организациях, хотя об этом явно не говорится, вызывает подозрение.

Возможно, это связано с практикой фирм-однодневок и фирм-прокладок, деятельность которых позволяет незаконно выводить и присваивать бюджетные средства целевого назначения с целью личного обогащения, при чем делается это, как правило, без уплаты надлежащих налогов.

Очевидно, что власть не желает терпеть далее такую практику и раз за разом принимает свои меры, затрудняющие реализацию практику ведения бизнеса в стиле 90-х и нулевых годов.

Тем более, что технические возможности баз данных ФНС России, в том числе ЕГРЮЛ, позволяют эффектно вычислять различные отклонения.