- BI - Информация для владельцев микробизнеса -

Центральный банк требует от коммерческих банков вычислять подозрительные операции своих клиентов и блокировать им счета

Банк России требует от коммерческих банков вычислять подозрительные операции своих клиентов. Банки вынуждены запрашивать у своих клиентов максимум бумаг и пояснений, чтобы как-то обезопасить себя.

При снятии наличных на хозрасходы представить договоры поставки.

Требование представить договоры поставки при снятии большой суммы наличных на хозяйственные расходы банк обосновывает тем, что проверяет, не нарушает ли организация лимит расчетов наличными в 100 тыс. рублей. Но вот только банк сейчас не вправе проверять кассовую дисциплину, так как этот контроль с 2012 года перешел к представителям налоговых органов.
Правда, договоры банку необходимы, чтобы убедиться, что клиент не потратит деньги на банальную обналичку.
Право на такой контроль предоставлены банкам федеральным законом (от 07.08.01 № 115-ФЗ). Если организация ничего не скрывает и в договорах все в порядке, то стоит их представить в банк. Деньги выдадут без проблем.

Комиссия банка за снятие, если деньги мало пролежали на счете

Для банков подозрительно, если организация очень быстро снимает наличные, которые поступают на на счет. Ведь это верный признак обналички.
Поэтому банки вводят повышенные комиссии для сомнительных, по их мнению, операций.
Такие комиссии законны, если банк известил организацию о действующих тарифах, что называется, загодя. Чаще всего размеры комиссий не записаны в договоре банковского счета, а определены в тарифном плане. А в договоре должно быть условие о том, каким образом банк уведомляет о тарифах.
Например, информацию банк может разместить на сайте или уведомить компанию через «Клиент-банк». В большинстве банков установлены дополнительные комиссии за то, что клиент снимает наличные в тот же день, когда деньги поступили на счет. А иногда этот срок может составлять и до одного месяца.

При снятии наличных банк требует пояснить экономический смысл осуществления платежа

Банк обязан документально фиксировать информацию по тем сделкам, которые не имеют очевидного экономического смысла и носят необычный характер.
К таким случаям можно отнести резкое увеличение объема снимаемых организацией денег со счета, что не укладывается в типовой характер ее деятельности. Обычно после представления банку документов, объясняющих увеличение оборотов, все вопросы отпадают. К примеру, это могут быть новые договоры с поставщиками.

Представить объяснения по поводу перевода денежных средств со счета на счет

Банки также требуют пояснить, зачем клиент переводит деньги с одного своего счета на другой. В этом случае обязательно нужно письменно пояснить причины. Как правило, такие платежи связаны с необходимостью погасить кредит в другом банке, в который организация переводит деньги, и т. п.

Требование банка перечислять деньги только на расчетные, а не личные счета (банковскую карту) ИП

Считается, что такое требование банка незаконно, потому что ИП вправе использовать лицевые счета для получения доходов от предпринимательской деятельности.
Тогда как банки не вправе заставлять сторонних контрагентов открывать расчетные счета.
Здесь есть несколько вариантов для решения проблемы:
- спорить с банком и доказывать его представителям свою правоту;
- перечислить деньги с другого счета, если есть такая возможность;
- предложить индивидуальному предпринимателю открыть расчетный счет, если выгода от сотрудничества с нашей организацией очевидна.
Учитывая устойчивый тренд на ужесточение всевозможных правил и требований, последний вариант будет, пожалуй, наиболее разумным.

При открытии зарплатного проекта представить копии трудовых договоров и трудовых книжек

При открытии зарплатных проектов банкам вполне достаточно подписи работника в анкете (заявлении) на выпуск зарплатной карты.
Кроме того, у работодателя может ведь и не быть трудовых книжек, например, когда человек работает по совместительству. Но некоторые банки все равно требуют трудовые книжки, чтобы убедиться, что счета открывают именно работникам, а не каким-то бенефициарам банковского счета. (Ведь обычно комиссии за обслуживание зарплатных карт работников не предусмотрены, тогда как по другим банковским карточкам физлица платят от 200 до 1000 рублей за годовое обслуживание).
Если организация не готова представлять трудовые книжки, она может предложить специалистам банка ознакомиться с документами в своем офисе. Как правило, в этом случае банки идут навстречу свои клиентам.

Блокировка платежей, если операций было мало, а стало вдруг много

Еще одно ноу-хау от Банка России по усложнению жизни коммерческим банкам и их клиентам.
Если на протяжении последних трех месяцев движений по счету у организации не было, либо суммы были незначительными, а затем вдруг операций стало много, то возможна блокировка «Клиент-Банка».
Блокировка «Клиент-Банка» коснется не всех.
Если банки получат от клиентов удовлетворительные объяснения, этим все может и ограничиться. В противном случае специалисты банка будут сами собирать досье про закрытые из-за сомнительных операций счета клиентов.
Чтобы разблокировать счет, руководителю организации придется лично явиться в банк, предоставить сведения о себе, организации, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, а также удержанном в последнее время НДФЛ.
Безусловно, потребуются объясняющие документы, почему клиент ранее неактивно использовал счет для налоговых и неналоговых платежей.
Банк предоставит доступ к клиент-банку, если получит объяснения о том, почему организация начала активно использовать свой расчетный счет.
Составить пояснения можно в свободной форме. А к нему приложить копии договоров, которые подтвердят необходимость платежей.