Модернизация системы закупок для государственных и муниципальных нужд

6Май
2016

От участия в поставках товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд представителей малого бизнеса отпугивают бюрократия и постоплата.


электронные торги

По данным Национального агентства финансовых исследований, интерес малого бизнеса участвовать в поставках невелик, несмотря на то, что там крутятся немаленькие деньги, специально установлены квоты для малых форм предпринимательства и, как говорится, можно заработать.

По данным Министерства экономразвития, объем закупок составляет 29 трлн рублей. Из них госзакупки – 6 трлн рублей и закупки госкомпаний – 23 трлн рублей. А это составляет почти половину ВВП России.

Побороться за госконтракты намерены только 14% предпринимателей.

Но ситуация может измениться, если будут реализованы распоряжения правительства по поводу существенного снижения доли неценовых критериев в госзакупках, до 20%, и более резкого ограничения возможности передачи подрядов единственным поставщикам, что включает в себя исключение возможности передачи им субподрядов, которые нельзя будет передавать аффилированным с генподрядчиком юрлицам в рамках квоты для малого бизнеса.

Отдавать подряды единственным поставщикам, т.е. без конкурса и торгов, станет сложнее.

Одной из целей модернизации сферы госзакупок является необходимость удалить ГУПы с конкурентного рынка: монополисты и предприятия, чьи функции, государство сочтет эксклюзивными, должны стать бюджетными учреждениями и не заниматься более коммерческой деятельностью, т.е. не мешать частному бизнесу, а ГУПы, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны быть акционированы и играть вместе со всеми по общим правилам.

Кроме того, в ближайшее время появятся обновленные универсальные электронные площадки, на базе которых будут производиться не только госзакупки и закупки госкомпаний, но и приватизация государственных активов, а также распродажа имущества обанкротившихся лиц.

Многим предпринимателям сложно разобраться в зарегламентированных процедурах, установленных в федеральных законах №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ — требования написаны сложным бюрократическим языком, а юридическая грамотность и внимательность предпринимателей оставляет, конечно, желать лучшего.
Для многих также затруднительны и финансовые условия участия в торгах. От предпринимателей требуют банковской гарантии исполнения контрактов в то время же время, как правило, отсутствует предоплата по контрактам. А вот оплату за поставки они получают с отсрочкой. Все это приводит к тому, что у бизнеса не остается возможностей для качественного и мотивированного исполнения контракта.

Полный переход на электронные процедуры станет возможен уже с 1 января 2017 года, а с 1 июля 2017 года планируется, что гос- и мунзаказчики будут обязаны осуществлять закупки только через электронные торги.