О доступе налоговых органов к проверке банковских счетов физических и юридических лиц

С 01.07.2014 года налоговые инспекторы смогут получать в банках на законных основаниях справки об операциях по счетам контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом какого-то специального разрешения налоговым инспекторам для этого не понадобится

Сейчас при проверке налогоплательщика налоговые инспекторы вправе запросить документы у ее контрагентов (согласно положений статьи 93.1 Налогового кодекса РФ). А с 1 июля они смогут получать справки об операциях по счетам контрагентов проверяемого налогоплательщика в банках.

Объяснять свой запрос инспекторам не придется.

Новые основания для получения банковских выписок по банковским счетам налогоплательщикам были внесены в Налоговый кодекс РФ (в пункт 2 статьи 86) еще 28.06.2013 года.

За отказ банка предоставить справки предусмотрен штраф в размере 20 тыс. рублей (ст. 135.1 Налогового кодекса РФ).

ФНС России в письме от 29.05.14 № ЕД-4-2/10322 направила в налоговые инспекции на местах рекомендации, в соответствии с которыми инспекция заполняет мотивировочную часть запросов в банки, направляемых с 1 июля 2014 г., и информирует банки об ответственности за их неисполнение.

В силу пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки и вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

И еще. С 1 января 2014 года действует новая формулировка определения счета.

Если раньше речь шла только о счетах, открытых на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов, то с 2014 года под новое определение подпадают ВСЕ СЧЕТА, в том числе физических лиц, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.


С 1 июля 2014 года банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями.

Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов).

Соответствующие изменения внесены в пукт 1 статьи 86 Налогового кодекса РФ.


Остается пока не ясным с какой степенью детализации банки будут представлять налоговым инспекторам сведения о банковских операциях своих клиентов. Но уже можно констатировать, что в рамках совершенствования налогового контроля, несколько ограничивается корпоративное и частное право на тайну банковского счета и тайну банковского вклада в пользу фискальных интересов государства.

Таким образом получается, что налоговые инспекторы получают пока что не онлайновое, конечно, слежение за нашими денежными операциями, но уже достаточные возможности для оперативного контроля за деятельностью буквально каждого налогоплательщика.

Следствием этого понимания становится актуальным необходимость соблюдения аккуратности и пущей осмотрительности при осуществлении безналичных расчетов, ответственного отношения к тому от кого мы получаем и кому мы перечисляем платежи, т.е. известной степени налоговой прозрачности контрагентов, а также правильного формирования и декларарирования налогооблагаемой базы, не говоря уже про своевременное и полное перечисление платежей, администрируемых налоговыми органами.