ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ


На фоне неоднозначного восприятия нашим обществом решения президента о запрете давно налаженного импорта продовольствия из Европы, Америки и Австралии в ответ на санкции против отдельных российских физических и юридических лиц, российское правительство решило использовать мощный инструмент госзакупок для поддержки отечественных товаропроизводителей, в том числе в целях импортозамещения, не прибегая к полному запрету импорта и, как следствие, к ограничению здоровой конкуренции и прав простых потребителей.



В правительстве предлагают ограничить доступ иностранных производителей к участию в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пользу отечественных.

Предполагается законодательно установить на случай подачи на конкурс двух и более заявок на поставку отечественных товаров разных производителей, все заявки иностранного происхождения должны быть отклонены.
А если на конкурс или аукцион вышла только одна заявка о поставке отечественных товаров, а остальные участники предлагают импортные товары, то такие заявки в этом случае не отклоняются, а принимают участие в процедуре.

То есть процедура будет предполагать, что заявки иностранного происхождения отклоняются только тогда, когда есть предложения отечественных товаров.
Однако будет поддерживаться и определенная конкуренция между отечественными и зарубежными производителями, что позволит, в свою очередь, на приемлемом уровне поддерживать качество и цены на отечественные товары.

Новый механизм предполагает и создание особых преференций для отечественных производителей.
На сегодняшний день преференции уже распространяются на сельскохозяйственную и рыбную продукцию. Среди преференциальной продукции числятся также изделия из фарфора, фармацевтическая и медицинская продукция, изделия металлургической промышленности.

По итогам всесторонних консультаций в правительстве решили перейти к более разумной практике ограничений вместо запретов.

При этом  вводить ограничения на закупку иностранных товаров, работ и услуг негосударственными организациями и предпринимателями законодатели не могут, а вот в сфере госзакупок это вполне возможно.

Что само по себе, повторюсь, разумно и более обоснованно нежели в депутатском законопроекте № 579602-6, содержащем поправки в законодательство о контрактной системе, предполагающем полностью опустить «железный занавес» в сфере госзакупок.
Необходимость таких жестких мер авторы законопроекта, депутаты Госдумы, обосновывают грядущим расширением экономических санкций против России, в связи с чем стране необходимо переходить, по их мнению, на режим «самоокупаемости».

Правительство РФ утвердило перечень иностранных товаров, которые нельзя будет закупать на основании государственных и муниципальных контактов.
Среди импортных товаров,  которые не могут быть допущены к госзакупкам, поименованы некоторые виды спецтехники (экскаваторы, бульдозеры и т.д.), автомобили, пассажирские автотранспортные средства, а также трамвайные вагоны.

Перечень исключений для указанных товаров урезан — к участию в закупках такие товары, работы или услуги допускаются, только если их производство, выполнение и оказание на территории РФ отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных и муниципальных заказчиков.

Правительство РФ ввело также запрет на государственные и муниципальные закупки товаров зарубежной легкой промышленности.

Таким образом, государственным и муниципальным заказчикам запрещается закупать на средства госбюджета товары легкой промышленности из иностранных государств.
Исключениями являются Белоруссия и Казахстан.

Кроме того, в постановлении содержится требование, что и сами товары должны быть произведены из материалов или «полуфабрикатов», выпущенных в России, Белоруссии или Казахстане.

В перечень запрещенных для госзакупок товаров попали ткани, «изделия готовые текстильные, кроме одежды», канаты, веревки, чулочно-носочные изделия.
Под запрет попали пуловеры, кардиганы и «аналогичные изделия», одежду из кожи, спецодежду, обувь, чемоданы, упряжь и другие товары.

Данные запреты на импортную продукцию, в отличие от продовольствия, пока не распространяются на негосударственные (частные) закупки и, как следствие, свободную продажу.