Обязательный порядок досудебного обжалования решений регистрационных органов

С 22.08.2014 года нужно обжаловать решения регистрирующих органов о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе. Раньше такой возможности не было. Обжаловать можно было только сразу в суде.

Не спешите в суд!

Вступил в силу подписанный президентом федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Закон устанавливает и подробно регламентирует не доступный ранее порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов.

Напомним, что регистрирующими органами у нас являются органы, специально уполномоченные правительством РФ на осуществление регистрации значимых фактов.

Государственную регистрацию создания юридических лиц уполномочена осуществлять Федеральная налоговая служба России.

Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Решение первичного территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.


Таким образом, новая редакция федерального закона с учетом подписанных поправок, призвана разрешить триединую задачу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению вышестоящий регистрирующий орган без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы принимается либо решение об отмене решения регистрирующего органа, либо решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

В любом случае решение по жалобе вышестоящий орган обязан принять в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.

Однако данный срок не может быть продлен более чем на десять рабочих дней.


Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.

Важно отметить, что сама подача жалобы не лишает возможности заявителя жалобы предоставлять дополнительные документы и доказательства уже в ходе рассмотрения этой самой жалобы.

В случае если решение по жалобе вышестоящим регистрирующим органом в указанные сроки принято так и не было, заявителю только тогда предоставляется право на обращение в суд.