СУЩЕСТВЕННЫЕ ПОПРАВКИ, КАСАЮЩИЕСЯ НДС

Федеральный закон от 21.07.14 № 238-ФЗ вносит в Налоговый кодекс РФ весьма существенные поправки, касающиеся налога на добавленную стоимость.
Большая часть поправок вступит в силу уже с 1 октября 2014 года.

Уточнено содержание статьи 148 Налогового кодекса РФ «Место реализации работ (услуг)».

Реализация работ или услуг облагается НДС, если совершается на территории РФ.
В этих целях налоговым законодательством закреплены принципы определения места реализации.
Так, место реализации работ (услуг), в зависимости от их вида, может определяться, в частности, местом реализации работ и услуг может являться место деятельности организации или ИП, которые оказывают эти услуги либо выполняют работы (за исключением перечисленных в подп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Это место определяется, в общем случае, по данным государственной регистрации (п. 2 ст. 148 НК РФ).

С 1 октября 2014 года уточняется порядок установления места реализации услуг (работ), которые оказываются (выполняются) филиалом или представительством организации.
В таких случаях местом реализации работ (услуг) будет считаться место, указанное в учредительных документах. То есть, если, например, в уставе компании закреплено, что филиал (представительство) находится за границей, по месту деятельности лица, которое эти работы то приобретение услуг или работ у этого филиала (представительства) за пределами РФ, не будет признаваться объектом обложения НДС. В пояснительной записке к Закону № 238-ФЗ отмечается: поправка в статью 148 НК РФ направлена на уточнение порядка определения места реализации работ (услуг) в случае, когда такие работы (услуги) оказываются на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в налоговом органе такого иностранного государства.
В целях исключения двойного налогообложения таких операций предлагается не признавать их местом реализации территорию РФ.
Аналогичный порядок с 1 октября 2014 года будет применяться и к определению места нахождения филиала или представительства организации-покупателя некоторых видов работ или услуг (например, по разработке программ для ЭВМ, консультационных, юридических, бухгалтерских) — подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Уточнено содержание пункта 16 статьи 167 НК РФ «Момент определения налоговой базы».
Напомню, что момент определения налоговой базы — это, фактически, дата, на которую налоговая база считается сформированной и с неё можно исчислить НДС.
По общему правилу налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из двух дат (пункт 1 ст. 167 НК РФ):
1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
С 1 октября 2014 года при реализации недвижимого имущества датой отгрузки следует считать день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (пункт 16 ст. 167 НК РФ).

Сейчас применятся другое правило: моментом определения базы по НДС является день передачи недвижимости. При такой формулировке получается, что общее правило про более раннюю из дат не действует, и дата поступления оплаты на возникновение налоговой базы не влияет. Иногда это приводит к спорам, следует ли рассчитывать НДС и перечислять его в бюджет, например, по факту получения аванса.

Внесенные поправки эту неопределенность устраняют: при реализации недвижимости применяются общие правила определения налоговой базы, поэтому положения об исчислении НДС при получении аванса должны применяться.

Вычеты по НДС.
Новшества затрагивают порядок принятия НДС к вычету продавцом и восстановления НДС покупателем в ситуациях, когда расчеты осуществляются по предоплате (полной или частичной).

Поясню на примерах.
Предположим, что продавец получил предоплату за товар. Позднее продавец отгрузил товар (или же выполнил работы, оказал услуги или передал имущественные права), стоимость которого оказалась меньше полученного уже аванса.
Если так, то покупатель обязан восстановить НДС только в той сумме, которая фактически указана в счете-фактуре на отгрузку товара.
Проще говоря, сумма к восстановлению будет равна величине НДС, предъявленного продавцом.

При этом новая редакция уточняет: если договором предусмотрено, что предоплата засчитывается в счет платежей за отдельные партии товаров (работы, услуги, имущественные права) в определенном размере, то НДС восстанавливается в сумме, приходящейся на часть аванса, который учитывается при расчетах.

Если продавец получает аванс, то он обязан рассчитать НДС и перечислить его в бюджет.
С даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав) продавец может принять сумму НДС с аванса к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ).
Новой редакцией пункта 6 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Другими словами, НДС с аванса, принятый к вычету, восстанавливается в сумме, которая начислена не со всего аванса, а именно с аванса, который зачтен в счет оплаты за приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права).

Изложен в новой редакции подпункт 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура».
С 1 октября 2014 года налогоплательщик освобождается от обязанности по составлению счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг или имущественных прав) контрагентам, не являющимся плательщиками НДС или налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога.
Но только по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур!!!

Сейчас по общему правилу налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.
Исключение — совершение операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.



С нового года, по итогам первого квартала 2015 года предстоит заполнять совершенно новую налоговую декларацию по НДС.
Разработанный ФНС России бланк декларации сильно отличается от действующего.


Новая декларация необходима в связи с тем, что налогоплательщики с 2015 года обязаны будут включать в отчет сведения из книг покупок и книг продаж.
Поэтому появятся новые разделы декларации по НДС, в которых потребуется отражать данные о каждом полученном и выставленном счете-фактуре: его номер, дату, сумму покупок (продаж) и налога, ИНН/КПП продавца (покупателя) и т. д.
На каждый полученный счет-фактуру надо будет заполнять два листа декларации, на каждый выданный – три.
Это больше всего беспокоит ‑ декларация может достигать десятков тысяч листов.
Ее невозможно будет распечатать, и она не пройдет по каналам связи иначе как по частям из-за ограничений по объему файла.
Но ФНС России считает, что объем декларации по НДС неважен, если ее подают только в электронном виде, а чтобы декларацию можно было отправить по интернету за один раз, служба снимет ограничения по объему передаваемой информации.