Смысловые изменения Гражданского кодекса. Публичные и не публичные коммерческие организации.

В анналы истории уходит целая эпоха с ее бесконечными ТОО, ООО,ЗАО и ОАО, порожденными сумбурной рыночной эпохой 90-х годов. Правительство решило навести в деятельности юридических лиц новый порядок, призванный улучшить инвестиционный климат в нашей стране.

«Лихие» 90-е запомнились не только бандитскими разборками и появлением новых русских, но и появлением различных акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью.

Процесс был лавинообразным. Вчерашние столовые и ремонтные мастерские превращались в бизнес-структуры.

Еще не привыкшие к условиям капиталистической экономики люди только начали знакомиться с основами рыночной жизни. Итогом стало создание очень широкого бизнес-слоя, на котором образовались миллионы коммерческих организаций.


По данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на июль 2014 года, в России зарегистрировано 3,7 миллиона ООО, около тысячи ОДО, 125 тысяч ЗАО и 31 тысяча ОАО.

На данный момент в РФ сложилась уникальная форма организации предприятий, которая сочетает публичные и частные элементы. По мнению экспертов, эта система несовершенна и порождена приватизацией 90-х годов.

Любимая форма организации российских предпринимателей — ООО.

Участники ООО не отвечают по обязательствам предприятия и несут риски убытков только в пределе своей доли в уставном капитале. В отличие от акционерных обществ, такая форма собственности распространена и за рубежом.

Немецкие GmbH или же английские Ltd. — аналог российских ООО. Согласно поправкам, ООО теперь будут относиться к непубличным коммерческим организациям.

Поправки в Гражданский кодекс, вступившие в силу 1 сентября, призваны подтолкнуть коммерческие организации к принятию окончательного решения о своей организационной форме.


Упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО). На их место приходят новые формы организации — публичные и непубличные.


Главной особенностью публичного юридического лица станет свободная торговля своими акциями.

Небольшие ОАО могут оказаться за бортом реформы — слишком велика ответственность, которая возлагается на публичные компании, а возросшие расходы могут пагубно сказаться на рентабельности бизнеса.

Чтобы остаться на плаву, им придется перейти в так называемую непубличную сферу бизнеса.


Ради чего вносятся такие существенные поправки в гражданское законодательство? Правительство объясняет, что новые законодательные требования к организации деятельности юридических лиц в сфере бизнеса должны повысить уровень их прозрачности, чтобы сделать российские коммерческие организации более надежными в глазах инвесторов и, как следствие, ради удачного размещения ими своего свободного капитала с целью его сохранения и приумножения.