ВОИНСКИЙ УЧЕТ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Документы воинского учета - военный билет 

Правительственное Положение о воинском учете
15 октября правительство внесло изменения в Положение о воинском учете, которое регламентирует организацию воинского учета.



Воинский учет – это система регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На общем состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение.
Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет.

Также на специальном воинском учете состоят лица, проходящие службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Требование воинского учета в организациях, в том числе частных, коммерческих входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

Воинский учёт во многих организациях, особенно небольших, нередко осуществляется по принципу «пока гром не грянет...».
Тем не менее, кто из работников организации должен состоять на военном учёте?

Прежде всего воинскому учету в организациях подлежат мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе, то есть призывники и граждане, находящиеся в запасе.
Не нужно учитывать отставников, то есть тех, кто достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Военному учёту подлежат и женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе, если они имеют военно-учётную специальность – например, врачи, медсёстры, метеорологи, связисты и т. д.

При трудоустройстве работник обязан предоставить работодателю документы воинского учёта.
У тех, кто находится в запасе, это может быть военный билет или временное удостоверение, выданное вместо него, у призывников – удостоверение для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Каждая организация регистрируется и ставится на учет в военном комиссариате.
Многие руководители ошибочно полагают, что необходимости в воинском учете нет.
Но дело в том, что в военный комиссариат непременно поступят сведения о новой организации, причем не позже 5 рабочих дней с момента ее внесения в ЕГРЮЛ. Эта обязанность лежит на регистрирующем органе.
Так что «люди из военкомата» могут нагрянуть с проверкой в любое время, и в первую очередь к тем, кто сам не дает о себе знать.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке (далее - личные карточки).
Таково требование статьи 27 Положения о воинском учете, утвержденного правительством РФ.

При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом министерством обороны Российской Федерации.

Как показывает практика, частота проверок ведения военного учёта в коммерческих организациях зависит не только от положения закона (при численности работающих свыше 500 человек проверки проводятся ежегодно, в остальных случаях – не реже одного раза в три года), но и от других факторов – например, расположения офиса.

В некоторые организации (особенно небольшие и находящиеся далеко от маршрутов общественного транспорта) проверяющие из военкомата не приходят по 7-10 лет.

И всё же полагаться на авось не стоит.

Что же заинтересует проверяющего из вонкомата?

Прежде всего сам факт ведения военного учёта – приказ об организации воинского учёта, о назначении на должность соответствующего работника, его должностную инструкцию, согласованный с военкоматом годовой план работы (а если работник освобождённый, то и квартальный), план сверок карточек.

Все эти документы вместе с последними редакциями нормативных документов лучше поместить в отдельную папку.

Инспектор из военкомата, несомненно, поинтересуется, есть ли в организации специальный металлический шкаф для картотеки.

Особое внимание, скорее всего, будет уделено правильности заполнения (и сверки) карточек T-2, разложенных на четыре части.

Отдельную папку стоит завести и для документов по бронированию, то есть по учёту граждан, состоящих на специальном военном учёте.

Если в организации имеются автомобили или другой транспорт, значит на неё распространяется военно-транспортная обязанность.
Следовательно, положение о военно-транспортной обязанности и документы по подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ (если у вас есть мобилизационное задание на технику) лучше объединить в отдельную папку.

Наконец, должна быть представлено вниманию проверяющего дело, в которое подшита вся переписка с военными комиссариатами, - предоставление необходимых сведений, уведомления о приёме на работу и увольнении и т. д.

Какова же ответственность организации за невыполнение норм военного учёта?

Штрафы на сегодняшний день невелики.

Так, неоповещение граждан о вызове их по повестке в военкомат влечёт за собой штраф в размере 500-1000 рублей, несообщение сведений о состоящих или обязанных состоять на воинском учёте – 300-1000 рублей, непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, – 300-1000 рублей.



ПОЛОЖЕНИЕ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277,
от 14.02.2009 N 128,
от 06.10.2011 N 824,
от 22.03.2012 N 228,
от 15.10.2014 N 1054,
с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558)




Руководящие материалы по организации воинского учета в государственных и негосударственных организациях