ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И/ИЛИ
МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ

Государственный и муниципальный заказ Формирование портфеля заказов - головная боль начинающих индвивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций в деле продвижения своего предложения товаров и услуг.

Одним из способов такого продвижения является поиск заказов, размещаемых учреждениями государственной власти и местного самоуправления для удовлетворения соответственно государственных и муниципальных нужд за вознаграждение.

Раньше, в нулевых годах, еще до эры электронных торгов, представители малого бизнеса активно участвовали в конкурентной борьбе за право исполнения того или иного государственного или муниципального заказа.
Участие в котировках, конкурсах и аукционах было обыденным делом.
Ныне правила ужесточились, малый бизнес, несмотря на некоторые обязательные для него преференции, уже неохотно участвует во всех этих делах, уступив свое место представителям среднего, а зачастую крупного бизнеса - акулам капитала.

А как быть по другому, если и раньше исполнение государственных и муниципальных заказов было связано с существенным риском и не всегда ощутимой прибыльностью, то сейчас, чтобы заработать на выполнении государственного или муниципального заказа, сначала придется изрядно потратиться.
Малого бизнеса стало мало, а его оставшиеся представители не желают ни тратиться, ни рисковать.

Как говорится, зачем и для чего?

Сейчас для участия  в электронном аукционе или открытом конкурсе на право получения государственного или муниципального заказа нужно обеспечить заявку – внести своего рода залог.
Поэтому прежде чем принимать решение о своем участии в торгах, стоит серьезно подумать посильно ли нам это участие.

Ведь обеспечить придется и саму заявку, и контракт, и эти деньги на наш счет вернутся не быстро, особенно если вносить придется средства из собственного капитала.
В случае банковской гарантии, потраченные нами средства на приобретение гарантии и вовсе не будут возвращены.

Для подтверждения заявки, заплатить придется от 0,5% до 5 % начальной максимальной цены контракта.
Если государственный или муниципальный заказчик установил преференции для отдельных участников рынка, например, для представителей того же малого бизнеса, то обеспечение не может быть более 2 % от цены контракта.
При сумме контракта до 3 млн. рублей в качестве обеспечения заявки нужно внести 1% от начальной максимальной стоимости контракта.
В электронном аукционе заявка обеспечивается только деньгами с нашего банковского счета, а при проведении открытого конкурса может использоваться банковская гарантия.

Гарантирование заявки на электронной торговой площадке происходит через банковский счет, который зарегистрирован в нашем личном кабинете на этой электронной площадке.
На счету должна быть сумма, необходимая для внесения обеспечения.

Здесь важно помнить, что нам необходим как минимум один банковский день, чтобы деньги появились на счету нашего личного кабинета торговой площадки.
Нехватка даже одной копейки не позволит нам отправить заявку.
Ни одна электронная торговая площадка не пропустит нашу заявку, если денег на нашем счете недостаточно.

В случае отклонения нашей заявки на участие в электронном аукционе, нашего отказа участвовать в нем или в случае нашего проигрыша на аукционе, внесенный залог возвращается на счет в личном кабинете электронной торговой площадки в течение одного рабочего дня.
Можно использовать эти средства для участия в другом аукционе или отозвать их полностью. Средства для обеспечения заявки можно вносить только с нашего расчетного счета и возвращаются они только на тот счет, который был указан при аккредитации на электронной площадке.

Мы можем потерять обеспечение заявки, если в течение полугода на одной и тоже электронной площадке трижды отклонены вторые части наших заявок (там, где содержатся сведения об участнике, документы, подтверждающие соответствие участника требованиям аукциона, различные лицензии, сертификаты и т. п.).
Больше того, в этом случае мы можем лишиться места на этой электронной площадке.

В случае, если мы победили в конкурсе или аукционе, но отказались заключить контракт, деньги, внесенные нами в качестве обеспечения заявки, не возвращаются. Кроме того, с нас могут содрать взыскать средства по банковской гарантии, если она использовалась нами в качестве обеспечения.

Однако, замечу следующее.
Если мы участвуем в таких тендерах как «запрос котировок», «запрос предложений» или «закупка у единственного поставщика», то мы можем избежать необходимости вносить обеспечение заявки.

Если мы признаны победителем конкурса или аукциона, то нам назначается внесение обеспечения контракта.
Только с внесением необходимой суммы в качестве залога контракт будет считаться заключенным.

Внести эти средства необходимо до истечения срока заключения контракта.
Обеспечение контракта обязательно по электронным аукционам и открытым конкурсам.

Государственный или муниципальный заказчик также вправе установить такое требование при поведении процедур «запроса котировок», «запроса предложений» и «закупки у единственного поставщика».
Независимо от способа заказа, обеспечение может быть внесено как денежными средствами так и банковской гарантией.
В качестве победителей мы сможем сами выбрать способ обеспечения контракта.

Если подошел срок подписания контракта, а у нас нет банковской гарантии, никто не может помешать нам изменить способ обеспечения контракта и заплатить его со своего счета.
Если так получится, что с банковской гарантией просто не успеваем, то нужно найти деньги и заплатить.

Только прикреплять к контракту следует банковскую платежку с синей круглой печатью, а не просто со штампиком «принято».
Платежный документ должен подтверждать не только списание денег с нашего счета, но и поступление средств на счет заказчика.
С этого года действует норма, согласно которой вы можете заменить внесенное деньгами обеспечение контракта банковской гарантией.

Размер обеспечения государственного или муниципального контракта составляет от 5% до 30% от начальной максимальной цены контракта.
При цене контракта более 50 млн рублей государственный и муниципальный заказчик обязан установить обеспечение 10% - 30% от начальной максимальной цены контракта, но не менее размера аванса.
Если размер аванса более 30%, то обеспечение устанавливается равным авансу.

За время действия федерального закона, регулирующего государственные и муниципальные заказы, не раз происходили серьезные обвалы цен контрактов, когда стоимость контракта с 1 млн рублей могла упасть до 50 тысяч рублей.

Это случалось из-за того, что некоторые участники торгов располагали дешевыми ресурсами, например, трудовыми мигрантами из Средней Азии, стоимость труда которых значительно ниже среднеотраслевого показателя, а будучи официально вряд ли трудоустроенными, за них не приходилось уплачивать и сумасшедшие суммы на обязательное страхование во внебюджетные фонды.

Теперь для тех, кто снижает цену контракта, законодатель предусмотрел повышение размера обеспечения контракта.

Если участник допустил снижение цены на 25% и более процентов от начальной цены контракта, обеспечение увеличивается в 1,5 раза, но не менее размера аванса.

Правда, если закупка осуществляется на сумму менее 15 млн рублей вместо повышения суммы обеспечения контракта может быть представлена информация о добросовестности исполнителя – нужна положительная история выполнения контрактов.

Кстати, такое портфолио можно найти по ИНН участника торгов на сайте www.zakupki.gov.ru
Минэкономразвития


Таким образом, стало мало выиграть аукцион или конкурс на поставку товаров или услуг государственному и муниципальному заказчику. Нужно еще и обеспечить сам контракт обязательным залогом его исполнения.

Именно поэтому сейчас многие участники торгов «соскакивают» с уже выигранных конкурсов и аукционов из-за невозможности своевременно обеспечить контракт требуемым обязательным залогом.


Новые публикации на сайте
О возможности перевода заключения трудовых договоров на принцип смарт-контрактов
Об отчете в центр занятости населения о работниках предпенсионного возраста
О банковских счетах для микропредприятий
Об ответственности работодателя в связи с повышением пенсионного возраста
О Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС)
О раскрытии отчетных данных налогоплательщиков - юридических лиц на сайте ФНС России
О повторной подаче документов на регистрацию ИП и юрлиц без госпошлины
Об утверждении типовых уставов ООО
О штрафах от налоговой
Об отказах банков клиентам в банковском обслуживании за нарушения 115-ФЗ
О некорректных начислениях имущественных налогов физическим лицам
О сдаче отчетности при ликвидации ООО
Об использовании УПД (универсальный передаточный документ)
Об уменьшении ЕНВД только на уплаченные страховые взносы
Об уточнении условий применения онлайновых касс
О планах в отношение самозанятых
О физическом показателе численности работников на ЕНВД
О современных способах получения заказов для бизнеса
О поставках товаров под розничную реализацию
О законах, вступающих в силу в сентябре 2018 года
+ Показать еще