Если должностные инструкции не работают

Если должностные инструкции не работают, на них не обращают внимания, то это следствие трех причин:

⦿ должностные инструкции описывают не то, что нужно;
⦿ должностные инструкции не читают те, кто должны их выполнять;
⦿ руководители организации не вводят должностные инструкции в действие, т.е. не проводят такой работы.

Пользователи должностных инструкций редко заходят в своих размышлениях дальше мысли о том, что инструкция просто должна быть, и все тут.
Если подумать чуть шире, то оказывается, что должностная инструкция связана ведь с отношениями между работником и работодателем, и просто описывает для работника то, что ожидает от него работодатель.

ЛЛюбые отношения между людьми предполагают, как известно, обмен: ты мне, я-тебе.
Вот и работодатель обменивает свои деньги на труд и результаты труда работника, а также на лояльность, означающую знание, признание и выполнение работником правил, установленных работодателем.

Однако, работникам должностная инструкция на самом деле более нужна, чем работодателю: нужен надежный источник информации об ожиданиях работодателя, иначе они не смогут верно исполнить свою часть договора обмена, скажем так.

Так уж устроено, что все без исключения отношения людей построены на взаимных ожиданиях, и знание об этом сторонами необычайно важное знание, ценная информация, ориентирующая и направляющая.

Если нет информации об ожиданиях, человек испытывает обычный в таких случаях дискомфорт, информационный голод, потребность, которую стремится удовлетворить.

Так давайте же дадим работнику информацию о своих ожиданиях, описав их в должнотсных инструкциях.

Даже если формула ожидания начинается со слов «Я хочу, чтобы ты...», а не с более мягкого «Я жду от тебя...», то это именно то, что нужно работнику - знать об ожиданиях.

Раз от работника ожидается труд, результаты труда и лояльность, то именно это и должно быть описано в его должностной инструкции, и начинать нужно не с труда, а с лояльности - правил поведения.

Это гораздо важнее, хотя бы потому, что труд и его результаты - дело переменное.
Лояльность же не просто должна быть твердой постоянной, но еще и постоянно твердеющей, поскольку человеческая натура жаждет свободы.

Что касается описания и труда, и результатов, и лояльности, то описывать эти три позиции нужно в трех измерениях:
- что работник должен делать,
- что он не может делать,
- и что он свободен делать.

Должностные инструкции не читают, потому они не работают.

Однако многие организации и даже ИП имеют их, и это вызывает удивление. Зачем?
Предполагается, что новички будут c интересом их читать, осваивая должность сразу после приема на работу.

Суровая же реальность такова: должностные инструкции в лучшем случае предъявляются новым работникам, чтобы те расписались в ознакомлении.

У многих из нас есть такая особенность - подписывать не читая.
И это не рулетка на удачу.
Мы подписываем, будучи уверенными в том, что знаем наверняка, что в тексте не может быть ничего нового и неизвестного нам.

Даже если бы должностные инструкции читались, они не стали бы от этого действеннее.
Читатели инструкций не смогут их понять, а если хоть что-то поймут, то это совсем не то понимание, которого следовало бы добиваться.
Работники могут лишь получить поверхностное представление о предстоящей работе.

Инструкции не применяют бытовой язык, не описывают действия, как простые моторные действия человека, не называют предметы их обыденными названиями.

Должностные инструкции нужно доводить до работников.
Как в армии. Только в армии строчки инструкции приближаются максимально возможно к действиям инструктируемого.
Только в армии инструктаж сразу переходит в тренировку, закрепляющую навык.
А речевые конструкции армейский командиров бывают восхитительны.  Только в армии есть один необычный инструмент - заставлять повторить приказ, чтобы убедиться, что он понят НЕправильно.

Должностные инструкции должны доводиться до работников. Довести до ума саму должностную инструкцию и довести смысл ее до работника - не одно и тоже.


Должнотсная инструкция - это
Новые публикации на сайте
О бухгалтерских расчетах, в которых используется ключевая ставка Банка России
О действиях в случае, если без нашего ведома на наше имя зарегистрировано ООО
Об обеспечении заявок на участие в госзакупках банковской гарантией
Об общих ошибках в электронной отчетности, препятствующих ее приему налоговым органом
Об участии в госзакупках физических лиц, не являющихся ИП
О предпринимателях, работающих без кассы
О совершенствовании примирительных процедур в административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве
О незарегистрированных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП видах экономической деятельности коммерческих организаций и ИП
О праве налоговых органов блокировать личные банковские счета индивидуальных предпринимателей
О зарплатном рабстве работодателя
О судебном прецеденте против блокировки дистанционного обслуживания банковского счета корпоративного клиента
О получении и замене паспорта через портал госуслуг
О требованиях к аппаратам онлайновых касс при продаже маркированных товаров
О требованиях главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни организации
О судьбе ЕНВД и переходе на другие системы налогообложения для малого и микробизнеса
О регистрации в системе персонифицированного учета ПФР в связи с отменой карточек СНИЛС
О проблеме с налоговыми платежами из-за сбоев в программном обеспечении ФНС России
Об ипотечных каникулах
Об "отпускном стаже" работника
Об ограничении предельного долга и максимальной ставки по потребительским кредитам и займам
+ Показать еще