Большие проблемы для малого бизнеса

Если сейчас задать представителям молодого поколения вопрос: хотели ли вы сейчас или в будущем заниматься предпринимательской деятельностью на свой страх и риск и стать владельцем, пусть небольшого, но своего дела? - ответы можно предугадать.
С большой долей вероятности абсолютное большинство скажет категоричное "нет".
Немногие ответят, пожалуй, с неуверенностью, что может быть, но только в том случае, если "жизнь заставит".
И очень мало найдется тех, кто даст положительный ответ.

Если спросить тех же предпринимателей: хотели бы они работать наемными работниками, но получать зарплату большую, чем приносит их дело? - подавляющее большинство, конечно, согласится.

Чем же так отпугивает малый бизнес?
Ведь казалось бы, всего 20 лет назад на заре рыночной экономики это была мечта многих - заняться бизнесом и казалось тогда, что открываются перспективы.
Но очень быстро интерес к частному предпринимательству сошел на нет и в настоящее время принял формы настоящего подвижничества.

Сейчас в малый бизнес часто идут поневоле - сократили на работе, обанкротилось предприятие, нет возможности устроиться по специальности.

Сложно сказать, какие перспективы у частной экономической инициативы в России. Если учесть, что сейчас молодежь мечтает работать именно в госструктурах, которые питаются от бизнеса, то будущее выглядит неопределенно.

7 апреля на самом высоком государственном уровне в Московском Кремле под председательством Президента страны В. В. Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию экономической активности населения.

В числе вынесенных на обсуждение тем – повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны многочисленных контрольно-надзорных органов.

За последнее время много и часто приходилось слышать с высоких трибун речей в поддержку малого бизнеса, многие фразы и обороты речи уже успели превратиться в клише.
Но выступления на Госсовете оказались интересными, поскольку из всего сказанного там, многое - сказано по-новому, неожиданно, как бы другое прочтение проблемы.
Разговор получился на редкость содержательным и предметным.

Приведу несколько цитат из выступления Президента России на заседании Госсовета 7 апреля по стенограмме, опубликованной на официальном сайте.

В России в целом созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая упрощённое налогообложение, систему грантов на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, гарантий, кредитов на льготных условиях.
Расширяется доступ малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний и компаний с госучастием. Действительно, в последние годы мы значительно улучшили деловой климат.

Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента.

Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса.

Для сравнения скажу, и вы многие знаете об этом, что в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов, у нас – 21 процент.
Доля в общем обороте продукции услуг – всего 25 процентов.

Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал – это всего 6 процентов от их объёма по стране в целом.

Молодёжь сегодня предпочитает что?
Мы с вами тоже знаем об этом хорошо: госслужбу предпочитает, работу в органах местной власти или в крупных компаниях с госучастием.

Конечно, для ведения бизнеса нужны решительность, специфические знания, упорство, умение продвигать свои идеи и проекты. И таких людей, конечно, в России немало.

Однако если они не стремятся реализовывать свои способности, открыть собственное дело и тем самым повысить своё благосостояние, что это значит?

Это значит, риски и преграды перевешивают стимулы и возможности.

Значит, отсутствуют понятные, предсказуемые правила игры, а система поддержки недостаточно эффективна и недостаточно доступна.

Очевидно, что нужны комплексные меры, затрагивающие весь средний и малый бизнес, способные обеспечить реальную поддержку и безусловное поощрение частной деловой инициативы.

Создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса.
Не будет этого – не помогут никакие льготы, никакие преференции и никакие гранты.
Нужно создавать благоприятную деловую среду.

Повторю, главное сейчас – дать гражданам свободу, возможность реализовать себя, поддержать их стремление обустраивать свою собственную жизнь и приносить пользу стране.

Результатом наших общих усилий должен стать значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике, создание в этом секторе новых рабочих мест. Сейчас здесь занято 18 миллионов человек.

Считаю, что за пять ближайших лет у нас есть все возможности обеспечить значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике.

Мы, напомню, с 1 января текущего года ввели это правило – двухлетние налоговые каникулы на все бизнесы, на всех индивидуальных предпринимателей, которые вновь начинают работать в таком качестве.

Можно ли это сделать для малых и средних предприятий?

Напомню, мы договорились о том, что фиксируем действующие налоговые условия на ближайшие четыре года.
Однако появились новые платежи вследствие введения кадастровой стоимости недвижимости и имущества.
Полагаю, что регионам нужно действовать здесь разумно, не должно быть резкого роста налоговой нагрузки на бизнес, особенно производственный, занимающий большие площади.

Что касается проверок со стороны контролирующих органов, здесь все поручения давно даны.
Прошу Генеральную прокуратуру проанализировать обоснованность проверок, проведённых в 2014 году, прежде всего внеплановых.

Предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой, не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или под штраф.

Нужно честно признать, что наша нормативная база, конечно, нуждается в совершенствовании, и предлагаю ещё раз дополнительно всё проанализировать.

Из выступления Губернатора Тульской области В. С. Груздева (руководителя рабочей группы Госсовета)
Сегодня ситуация с малым и средним бизнесом, прямо скажем, плачевная. Мы видим, что тенденция роста микро- и малых предприятий, условно, около нуля, а нужна чёткая программа действий, чтобы ускорить развитие малых и средних компаний, создать все условия, чтобы их количество росло.

Какие выводы мы сделали?
Прежде всего – бизнес надо поддерживать на всех этапах его развития, а именно: упрощать процедуры на этапе открытия бизнеса, содействовать выводу продукции на рынок, в том числе и экспорт, минимизировать налоги на этапе роста, повышать квалификацию самого предпринимателя, выдавать субсидии, гранты и, самое важное, кредиты по доступным ставкам.

Кроме этого, вовлекать в бизнес необходимо с детства.

Нужны образовательные программы, которые обратят внимание детей на профессию предпринимателя, и отдельный упор – на поддержку молодёжного предпринимательства.

...действительно, с нового года поддержка предпринимателей, которые начали своё дело в форме ИП, начала работать – так называемые «каникулы».

Мы предлагаем распространить эту практику на вновь создаваемые юридические лица и предоставлять льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует подобное предприятие.

Если в малом предприятии участвует юридическое лицо, то такое предприятие получать льготу не должно.

Для предприятий, которые созданы впервые, на два года установить ставку по взносам во внебюджетные фонды 14 процентов.

...предлагаем законодательно закрепить не менее 50 процентов налоговых доходов, получаемых от предприятий, применяющих «упрощёнку», поступать в бюджеты муниципалитетов, что даст устойчивую налоговую базу для муниципалитетов.

Механизмы господдержки не могут и не должны заменять доступ к кредитным ресурсам. Сегодня ставки по кредитам значительно повысились.

По факту с учётом комиссий с самой ставки эффективная ставка составляет от 24 до 26 процентов. Мы считаем, что при таких ставках, конечно, рентабельность бизнеса поставлена под сомнение. Бизнес фактически нерентабельный.

Мы предлагаем,
первое,
для расширения доступа к финансовым ресурсам увеличить максимальный размер микрозайма для предпринимателей до трёх миллионов рублей.
Второе.
Финансово-кредитную поддержку малого и среднего бизнеса должен проводить единый институт развития, который объединит в себе все функции действующих учреждений.
<...>
Третье. Необходима полноценная программа рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу.

Из выступления Министра экономического развития А. В. Улюкаева.
...динамика последних лет не самая благоприятная для малого и среднего бизнеса.
Почему так?
Видимо, риски работы малого и среднего предпринимателя таковы, что становятся запретительными для его деятельности.

Что это за риски?
Это риски начала дела, это риски избыточной нагрузки (как налоговой, так и административной), это риски ограниченного спроса на товары и услуги малого и среднего бизнеса и низкая предсказуемость этого спроса, это риски финансовой поддержки.

Необходимо эти риски либо снижать, либо разделять с малым и средним бизнесом. И никто, кроме государства, его институтов развития, не в состоянии разделять эти риски.

Добавлю, что важный аспект – это антимонопольное регулирование.
Мы знаем, что зачастую большая тяжесть этого бремени ложится на предприятия малого и среднего бизнеса, которые вряд ли оказывают монопольное влияние на товарные рынки и ограничивают доступ иным производителям вход на эти рынки.

В этой связи предлагается установить иммунитеты для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, и сократить количество оснований, по которым антимонопольные органы вправе осуществлять внеплановые проверки малых предприятий.

Очень важное направление – гарантии доступа малых и средних предприятий к государственному заказу.
<...>
И с этого года, с июля, мы приступаем к практике квотирования заказов на работы и услуги для малого бизнеса для государственных компаний, компаний с государственным участием и государственных корпораций.
Это ещё больший объём заказа, порядка 15 триллионов рублей предполагается, 10-процентная прямая квота и ещё плюс 8-процентная косвенная квота через субподрядчиков для этих предприятий.

Из выступлений других участников Госсовета.
...упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях.

В настоящее время в среднем численность работников на микропредприятиях составляет всего три человека.
Между тем требования к кадровому делопроизводству, согласно Трудовому кодексу, одинаковы как для крупных, так и для мелких предприятий.

Мы предлагаем утвердить на федеральном уровне типовую форму трудового договора для микропредприятий, включающую все аспекты трудовых отношений, а также исключить обязанность для микропредприятий, использующих такую форму, иметь локальные нормативные акты, поскольку эти вопросы будут урегулированы в трудовом договоре.

...гуманизация уголовного законодательства.

Мы предлагаем снизить размер ответственности «за иные виды мошенничества» до единого уровня с ответственностью по мошенничеству в предпринимательской сфере. Кроме того, предлагаем продолжить работу по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства для предпринимательской сферы.

...применение контрольно-кассовой техники для расчёта в интернет-магазинах.

Сегодня эта отрасль бурно развивается, прежде всего в малом бизнесе.
Но при расчёте пластиковой картой в интернет-магазине продавец обязан сегодня выдать покупателю кассовый чек, что, в принципе, является излишним.
В данном случае вполне достаточно было бы выдать накладную, чек, подтверждающий оплату через терминал, и освободить продавца от применения контрольно-кассовой техники.
Предлагаем внести изменения в закон, освободив интернет-магазины от обязательного использования контрольно-кассовой техники.

Распространить на ГУПы и МУПы действие Федерального закона № 44 в полной мере, а не в виде отдельных исключений.
Что важно? Работа по созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса необходимо развернуть по всей стране. И роль муниципальных органов власти здесь определяющая. Они ближе к людям и знают, что происходит на их территории.
Новые публикации на сайте
Об отражении в учете микропредприятий операций участия в госзакупках
О доказывании налоговым органом фиктивного документооборота с микропредприятием
О банках, испытывающих сложности
О неиспользованных отпусках
О получении и обработке больничных листов в электронном виде
О приеме или переводе на работу на полставки
О последствиях выставления счета-фактуры на упрощенном режиме налогообложения
Об опасности оформления бизнеса на равных
О взыскании налоговой задолженности
О вариантах передачи кассового чека покупателю при безналичных расчетах
О предпочтении уплатить больше налог на прибыль, чем увеличить расходы на оплату труда
О восстановлении бухгалтерского учета в организациях-микропредприятиях
О получении справки по форме 2-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика
О предоставлении документов и сведений по встречной проверке контрагентов
О возможности перевода заключения трудовых договоров на принцип смарт-контрактов
Об отчете в центр занятости населения о работниках предпенсионного возраста
О банковских счетах для микропредприятий
Об ответственности работодателя в связи с повышением пенсионного возраста
О Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС)
О раскрытии отчетных данных налогоплательщиков - юридических лиц на сайте ФНС России
+ Показать еще